События
Плюсы и минусы метода «Альтернативная котельная»
ПЛЮСЫ И МИНУСЫ МЕТОДА «АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОТЕЛЬНАЯ»
С. В. Заренков, к.т.н., директор ООО «Техносканер»,
Э. Х. Досалин, руководитель инженерной группы ООО «Техносканер»
А. Б. Богданов, аналитиктехнолог теплоэнергетики ООО «Техносканер»
Объем производства и потребления тепловой энергии в России самый большой в мире. Однако РФ, имея самую разветвленную сеть центрального теплоснабжения, функционирующую в режиме комбинированного производства тепловой и электрической энергии, рискует перейти на устаревшие технологии по выработке тепла.
Идея перехода на метод «альтернативной котельной» как элемента реформы тепловой энергетики обсуждается профессиональным энергетическим сообществом уже не один год. По сути, фундаментом для реформирования российской теплоэнергетики стал Федеральный закон «О теплоснабжении», вступивший в силу в 2010 году. Но из-за опасения роста тарифов новая модель рынка тепла в России до сих пор не принята, хотя «дорожная карта» реформы теплоснабжения предусматривала принятие закона о либерализации цен на тепло в I квартале 2015 года. Сейчас правительство рассматривает сценарии, при которых метод альтернативной котельной будет как в качестве единственного способа регулирования рынка теплоэнергетики, так и одного из вариантов. Как правило, под альтернативной котельной энергетики понимается объект мощностью в пределах 25–50 Гкал/ч. Это локальный источник теплоснабжения, которым потребители (ЖКХ, мелкие потребители) могут заменить сторонние теплоснабжающие организации.
Долгосрочный тариф альтернативной котельной – это модель, в рамках которой регулируется только конечная цена тепла для потребителей в регионе, определяемая на основе стоимости строительства и эксплуатации потребителем собственного источника тепла – котельной [1].
Долгосрочный тариф гарантируется организации, получающей статус единой теплоснабжающей (ЕТО), – крупнейшему поставщику тепла в регионе.
По мнению разработчиков, новая методика расчета цен защитит потребителя от переплат и улучшит качество производства и передачи тепла. Система вынудит поставщика к конкуренции, заставит быть продуктивнее и выгоднее наиболее эффективной «альтернативной котельной», а также не позволит повышать стоимость теплоснабжения.
Заявленные плюсы метода «альтернативная котельная»
Основными плюсами внедрения метода «альтернативной котельной», по мнению Министерства энергетики РФ, являются:
а) для государства:
– отсутствие необходимости выделения значительных субсидий для строительства генерации;
– привлечение частных инвестиций в капиталоемкую отрасль;
– огромные запасы по росту энергоэффективности;
– наиболее оперативное обновление фондов в электроэнергетике – рост энергобезопасности страны;
– перспектива локализации высокотехнологичных энергомашиностроительных производств в масштабах страны;
б) для потребителей:
– снижение платежей на электрическую и тепловую энергию в будущем за счет повышения энергоэффективности;
– отсутствие необходимости существенного дополнительного роста тарифа для привлечения инвестиций;
– экономическая целесообразность возврата и централизованные источники электро- и теплоснабжения;
– повышение надежности электро- и теплоснабжения;
в) для инвесторов:
– крупнейший в мире рынок тепла с низкой конкуренцией;
– возможность получения высокой доходности за счет применения распространенных в мире технологий когенерации.
Реальные минусы метода «альтернативная котельная»
Однако приведенные Минэнерго плюсы «альтернативной котельной» – это все мифы неэффективного государственного регулирования тарифов. Как заявляет заместитель министра энергетики Вячеслав Кравченко, главной целью является то, что «…Новый метод торфообразования призван стать единственным в отрасли. Стоимость тепловой энергии будет определяться на уровне ее производства на так называемой «альтернативной котельной», – которая могла бы быть построена рядом с потребителем как альтернатива работающей инфраструктуре…».
1. Несмотря на то что в методике говорится о росте цены тепловой энергии от котельных, на самом же деле методика предусматривает рост в 3–4 раза топливной стоимости, практически, бесплатного сбросного тепла от паровых турбин ТЭЦ. Методика «Альтернативная котельная», по своей сути, направлена на снижение в два раза цены топливной составляющей комбинированной электроэнергии от ТЭЦ, а именно с 350 г.у.т./кВт*ч до уровня 165–170 г.у.т./кВт*ч.
2. Опыт 1992 – 2006 гг. показывает, что использование «физического метода» для расчета тарифов, а также его клона «альтернативной котельной», приводит к массовому отключению тепловых потребителей от ТЭЦ и строительству квартальных и крышных котельных. Этот процесс удалось чуть-чуть приостановить в 1996 году благодаря введению «методики ОРГРЭС».
3. Из-за физического метода «Альтернативная котельная», имея 40%еный запас неиспользованных тепловых мощностей порядка 2531 Гкал/час, омские ТЭЦ только в 2002 – 2006 г. потеряли порядка
562 Гкал/час тепловых потребителей.
4. Из-за применения физического метода «Альтернативная котельная» в городе Омске вместо подключения к живым тепловым сетям от ТЭЦ было построено более 18 котельных «Октан». Были демонтированы и распроданы три магистральные теплотрассы «ТЭЦ-4 – ТПК «Овощевод» – 166 Гкал/час, «ТЭЦ-2 – Овощевод» – 96,45 Гкал/час, «ТЭЦ-5 – поселок Ростовка».
5. Методика к технологически необоснованного, серьезного повышения тарифов в ЖКХ. Переход на концепцию «альтернативной котельной» на первом этапе приведет к значительному росту тарифов в некоторых субъектах. Если после расчетов по новой схеме цена за отопление в регионе уменьшится, то в проигрыше останется поставщик. В случае же увеличения стоимости услуг генерирующие компании выиграют, тогда как население ощутит значительный рост. Согласно новой методике расчета тарифы увеличатся следующим образом: Казань – на 78%; Новосибирск – на 63%; Омск – на 61,6%; Челябинск – на 46%; Волгоград – на 42%; Екатеринбург – на 40%; Уфа – на 28%; Ростов-на-Дону – на 15,6%; Нижний Новгород – на 3,5%.
6. При этом создатели проекта отмечают, что новая концепция не внесет изменений в нынешнюю систему субсидирования. Это означает, что скачок цен на отопление будет компенсироваться из бюджета на местах. Власти регионов также опасаются роста тарифов для населения, поскольку им придется искать дополнительные средства для субсидирования.
7. Тариф «альтернативная котельная» противоречит технической сути процесса. При производстве тепловой и электрической энергии весь эффект экономии топлива, достигающий 45–48%, полностью относится на счет производства электроэнергии. При этом якобы улучшается в 2,3 раза эффективность электроэнергетики: с 37 процентов до абсурдно недостижимой величины
85 процентов (с 332 до 145 г.у.т / кВт*ч). В таком случае потребители тепла в ЖКХ, имеющие полное право на бесплатное сбросное тепло от паровых турбин ТЭЦ, будут субсидировать электроэнергетику: будет считаться, что на сбросное тепло затрачиваются не реальные
30‑60 кг.у.т / Гкал, а политически навязанные затраты 170–180 кг.у.т / Гкал».
8. Такое перекрестное субсидирование топливом характерно исключительно для советской, а затем и российской экономики, в то время как в странах с передовой энергетикой, наоборот, расчет тарифов основывают на методе «альтернативной КЭС» (конденсационной электростанции). При этом для конечного потребителя «конденсационной» электроэнергии, произведенной на самой современной ГРЭС и ТЭЦ, коэффициент полезного использования топлива составит не более 32–35 процентов, а остальная энергия будет теряться в окружающей среде.
Список литературы
1. Миронов И. В. ЕТО сможет обеспечить надежность за счет тарифа альтернативной котельной [Текст] / И. В. Миронов // Профессиональный журнал. – 2013. № 6 (111). С. 22–26.
2. Заренков С. В. Основные направления совершенствования схем теплоснабжения поселений [Текст] / С. В. Заренков,
А. Б. Богданов // Информационно-аналитический журнал «КС» Энергетика и ЖКХ». – 2015. № 4 (35).
С. 44–36.
3. Богданов А. Б. Почему в России такое дорогое тепло? [Текст] /
А. Б. Богданов // Тепловая энергетика. – 2014. № 5 (14). С. 6–7.
4. Богданов А. Б. Высокая энергоемкость – бич российской энергетики [Текст] / А. Б. Богданов // Тепловая энергетика. – 2014. № 3 (12). С. 6–7.
Переход на альтернативные котельные
На законодательном уровне принят пакет документов о новом методе, по которым российским городам предлагается рассчитывать тарифы на тепло. Его неофициально называют «альтернативной котельной» (или АК). Строительство теплоснабжающих объектов законами не предусмотрено, хотя возможно.
Что такое альтернативная котельная
Новый принцип регулирования тарифов предусматривает, что вопросом будут заниматься местные органы власти. Цена будет рассчитываться исходя из того, что выгоднее: построить новый теплогенерирующий объект или продолжать пользоваться услугами существующего.
Теплоснабжающая отрасль испытывает хронический дефицит финансирования. Минэнерго считает, что требуется 2,5 трлн руб. против ежегодных 250 млрд. Инфраструктура устарела, физически изношено оборудование. Для модернизации или строительства новых объектов требуются инвесторы. Они придут, если получат государственные гарантии на возврат средств и прибыль в будущем.
Этим целям служат федеральные законы и Постановления Министерства энергетики о переходе на «альткотельные». Даже если инвестор по каким-то причинам откажется от поставок тепла в будущем, модернизированный или новый объект теплоснабжения, его инфраструктура навсегда останутся в городе и будут служить людям.
Интересуются проектом АК немногие энергокомпании. Они стремятся вложить инвестиции в теплоснабжение – «альткотельная» предоставляет шансы окупить финансирование. При отсутствии подобных намерений проект организациям неинтересен. В договоре о переходе на новую модель теплоснабжения предусмотрены четкие сроки инвестирования, а их срыв грозит санкциями.
Трудно найти город без проблем с поставками тепла. Инфраструктуры изношены, везде необходимы финансы. Более ранняя модернизация потребует меньше затрат, что отразится на замедленном росте тарифов в дальнейшем.
Сегодня, кроме «альтернативной котельной», для инвесторов нет других гарантий, что вложения окупятся. Концессии лишь частично гарантируют окупаемость – тарифы могут пересмотреть в любое время. Поэтому такой вариант инвестирования не позволяет точно прогнозировать возврат вложенных средств.
Новая модель позволит повысить качество теплоснабжения. Она дает возможность прогнозировать деятельность вперед. Вместо решения локальных проблем, которые дают временный эффект, предусматривается работа над стратегическими вопросами.
Законодательные инициативы
Пути реформирования теплоснабжающей отрасли экономики изложены в ряде документов, среди которых:
- «Энергетическая стратегия России до 2030 г.» (2010 г.).
- Федеральный закон «О теплоснабжении». Законопроект утвержден Госдумой 09.07.2010 г.
- ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергоэффективности» (2018 г.). Также приняты соответствующие законодательные акты в регионах.
В соответствии с законодательством на местах разрабатывают схемы теплоснабжения. После принятия закона «О теплоснабжении» обеспечение населения теплом стало органичной частью экономики страны. Проблемы остаются, но отрасль приобрела права, равные с угольной, электроэнергетической промышленностью.
На теплоснабжение стали смотреть не только как на проблемную отрасль, но и на способную в будущем принести доходы. За короткое время появилась необходимость внести некоторые коррективы в законодательную базу, касающуюся АК. Идет обсуждение вопроса среди специалистов, подготовлен законопроект «Энергетическая стратегия России на период до 2035 г.».
Министерство энергетики также активно работает в этом направлении. По его инициативе предложено создать единые теплоснабжающие организации (ЕТО) на базе крупных теплогенерирующих организаций. Они должны работать по принципам «альткотельной». Контроль за деятельностью ЕТО предусмотрено усилить. Этим поручено заниматься антимонопольной службе и местным властям
Предусмотрены наказания ЕТО:
- административные – за нарушения правил инвестирования;
- штрафы – за злоупотребление монополией на рынке;
- лишение статуса ЕТО – за постоянные нарушения антимонопольных законов.
Разработаны правила перехода города на АК. Инвестор подает органу местной власти свою программу, в которой указаны пути решения проблем с теплоснабжением.
При положительном решении готовятся документы, среди которых наиболее важные касаются:
- тарифов на теплоснабжение;
- последствий для местного бюджета;
- эффективности от перехода на АК.
Дальше идут регламентные процедуры, необходимые для заключения окончательного соглашения.
Разница нынешних расчетов и тарифов для “альткотельной”
Теперешние тарифы формируются по методу «Затраты +». Теплопоставщик предоставляет сведения о сумме своих затрат. Их делят на количество выработанного тепла, добавляют проценты для получения прибыли.
Самые неэффективные организации с каждым годом получают все больше средств. Нет смысла заниматься модернизацией, деньги тратятся на ликвидацию аварий, локальные ремонты. Население и власть компенсируют потраченное, еще и будет прибыль. Тарифы у твердотопливных и газовых котельных намного выше, чем у ТЭЦ на электрической энергии.
В СМИ много известий об «альтернативных котельных». Специалисты особое внимание уделяют формированию тарифов по новой методике. Единого мнения о стоимости нет.
Законодательство об АТ предусматривает единую цену на тепло для всех производителей. Тариф устанавливается 1 раз, в последующем он увеличивается на уровень инфляции. Если тарифы не компенсируют затраты, нет прибыли, для ЕТО есть 2 пути: повысить эффективность или уйти с рынка. Полученные от внедрения новшеств средства разрешается использовать для инвестиций.
Существующая сегодня схема тарифообразования предусматривает ежегодный пересмотр цен. По методу АТ цены устанавливают на много лет вперед и не меняют.
Регулировать тарифы будет местная власть, которая устанавливает для потребителей максимально допустимую цену. Она доводится до ЕТО, которые не могут продавать тепло дороже. Насколько большие ожидаются изменения, сказать трудно – зависит от условий в каждом населенном пункте. В некоторых регионах тарифы могут увеличиться, там, где они выше предельного уровня, их заморозят.
В Минэнерго подсчитали, что после перехода на АТ цены на тепло отразятся на потребителях таким образом:
- для 20% они останутся прежними;
- 40% почувствуют рост на уровне инфляции + максимум 2%;
- для 37% дополнительно к инфляции еще 5%;
- для 3% тарифы вырастут на 10%.
На сайте Минэнерго есть калькулятор, доступный для всех. Его каждый может использовать для расчета тарифов на тепло при переходе региона на АК.
Если местная власть решила перейти на режим «альткотельной», населенный пункт переносится в ценовую зону теплоснабжения, предусматривающую предельные тарифы.
Чтобы войти в ценовую зону, муниципалитет должен:
- утвердить схему теплоснабжения;
- совместно с ЕТО обратиться к правительству о необходимости создания ценовой зоны;
- получить одобрение губернатора по этому вопросу.
Предусмотрена возможность продавать тепло по цене ниже предельной. Между снабженцем и местной властью в таких случаях подписывается соглашение о понижающем коэффициенте.
Если установленный предельный уровень выше существующего тарифа, резкого скачка цен не будет. Их повысят постепенно на протяжении 5-10 лет согласно графику, утвержденному губернатором. При его разработке учитывается инфляция с небольшой процентной надбавкой.
До выхода на максимальные цены будет применяться понижающий коэффициент. После этого рост тарифов возможен только до уровня инфляции и не больше. Если ресурсоснабжающая организация предъявит счета с более высокими тарифами, она лишится статуса ЕТО.
Новости ЖКХ
Муниципалитеты принимают модель альтернативной котельной
Проблема повсеместного обветшания систем теплоснабжения в России начала постепенно решаться благодаря введению ценовых зон теплоснабжения в отдельных городах России. Со следующего года модель альтернативной котельной заработает не только в Сибири, но и в европейской части РФ: на новую модель перешел Ульяновск. Наиболее серьезным препятствием к повсеместному внедрению альткотельной участники рынка считают нежелание регионов и муниципалитетов кардинально перекраивать систему теплоснабжения. Однако, по их наблюдениям, отношение администраций к этому вопросу в последнее время потеплело по мере подтверждения ее работоспособности.
Ранний в нынешнем году отопительный сезон в России начинается в обстановке нарастающего обветшания систем теплоснабжения. О масштабе проблемы свидетельствует статистика: за отопительный сезон 2018–2019 годов в целом по стране, по данным Минстроя России, рост аварий и инцидентов на сетях теплоснабжения составил 0,6%. Значительный рост наблюдался на объектах Центрального и Сибирского федеральных округов — 17,7% и 9,9% соответственно.
В любой день, особенно зимой, достаточно мельком заглянуть в прессу, чтобы увидеть новости о прорыве теплосетей в том или ином городе России. В январе более 60 тыс. жителей Самары свыше суток оставались без отопления из-за аварии на тепломагистрали в центре города. Из-за разлива кипятка спасатели были вынуждены эвакуировать пассажиров трамваев буквально на руках, более 20 человек обратились в травмпункты с ожогами горячей водой.
Аварии на тепловых объектах, прежде всего на теплосетях, систематически уносят жизни людей. В сентябре 2018 года в Санкт-Петербурге в результате прорыва магистральной теплосети кипятком затопило антикафе, погибли двое юношей. В марте текущего года в Новоусманском районе Воронежской области взорвалась котельная, один человек погиб, здание котельной полностью уничтожено. Смертельные случаи менее часты, чем травматизм, но он куда масштабнее. В ноябре 2018-го в Петербурге в промоину провалился человек, получил ожоги всего тела, в Барнауле в декабре кипятком обварилась девочка. В Омске 28 июля ребенок провалился в яму с кипятком, получив множественные ожоги. В Новосибирске 17 сентября в такую же яму провалилась женщина с коляской. Обоих удалось спасти, но женщина обварилась по пояс, а ребенок ушел в воду с головой.
Для привлечения средств в систему теплоснабжения в 2017 году была введена модель альтернативной котельной, в рамках которой за все теплоснабжение в городе отвечает назначенная единая теплоснабжающая организация (ЕТО), как правило, владелец теплогенерации в регионе. Основным преимуществом системы альтернативной котельной для властей региона и муниципалитета является возможность определить ответственного за теплоснабжение. По закону ЕТО обязана обеспечивать оговоренный в соглашении уровень качества теплоснабжения и его надежность. За несоблюдение требований по качеству ЕТО может потерять до 30% от стоимости поставки. ЕТО становится гарантом отсутствия коммунальных аварий и отвечает перед властями, если они все же случаются. Муниципалитету не придется искать виноватого в прорыве сетей неизвестной принадлежности: даже если сети не принадлежат ЕТО, она будет отвечать за них, поскольку отношения внутри системы теплоснабжения целиком и полностью ее епархия.
А где же котельная?
Альтернативная котельная — это термин, который ни в коем случае не следует воспринимать буквально. Как морская свинка не морская и не свинка, так и альтернативная котельная не является ни альтернативной, ни котельной. Это расхожее название тарифной модели. За рубежом она называется next-alternative (ближайшая альтернатива) или substitution-based method (тарифная модель на основе замещения).
Суть модели проста: для цены на тепло в системе централизованного теплоснабжения на многие годы устанавливается предельный уровень. Этот предел равен цене поставки тепла из некоего альтернативного источника. В России за условный источник для расчета взята котельная мощностью 10 Гкал, газовая или угольная в зависимости от преобладающего в регионе топлива, и с различными региональными поправками. Калькулятор для расчета цены для конкретного региона есть в открытом доступе на сайте Минэнерго.
Внутри этого предела цена формируется свободно. Важно, что цена не сразу устанавливается на этом уровне. Как правило, теплоснабжающая организация заключает с муниципалитетом соглашение, которое определяет срок и темп, с которым цена тепла достигает уровня альткотельной. Первые два-три года для граждан может ничего не измениться. Более того, тарифы на тепло, сформированные по уровню затрат неэффективных котельных и превышающие цену альткотельной, замораживаются на текущем уровне.
Альткотельную Россия заимствовала из скандинавских стран, которые характеризуются холодным климатом и высокой долей централизованного теплоснабжения. Так, в Финляндии на него приходится 38%, в Швеции — 58% в отоплении жилого сектора. Причины развития централизованного теплоснабжения в этих странах, как правило, были связаны с необходимостью экономии топлива при выработке электроэнергии (например, в Швеции на момент формирования централизованного теплоснабжения в топливной корзине преобладал дорогой мазут), для чего активно развивалась когенерация, а ее тепло нужно было с пользой утилизировать. Сейчас в централизованных системах теплоснабжения скандинавских стран тепло в большинстве случаев стоит дешевле, чем снабжение из альтернативного источника, хотя иногда индивидуальные отопительные установки, такие как геотермальные тепловые насосы или, например, газовые бойлеры, могут составить ей конкуренцию.
Ценовым ориентиром для альтернативной котельной необязательно является котельная — это наиболее доступный альтернативный источник тепла в данной стране или регионе. В Норвегии цена альтернативной котельной, ниже которой формируется цена отпуска из центральной системы теплоснабжения,— это цена электрообогрева. А в Сингапуре принцип альтернативной котельной с 2011 года применяется в системе централизованного хладоснабжения (кондиционирования).
Теплеет за Уралом
Первым городом, перешедшим на новую модель, стал Рубцовск в Алтайском крае (142 тыс. жителей). Распоряжение об отнесении города к ценовой зоне теплоснабжения премьер Дмитрий Медведев подписал 15 сентября 2018 года, и с 1 января текущего года тарифы в Рубцовске устанавливаются в соответствии с моделью альтернативной котельной. ЕТО стало входящее в Сибирскую генерирующую компанию (СГК) ООО «Рубцовский теплоэнергетический комплекс». Предел тарифа для ЕТО был установлен на уровне 2,7 тыс. руб. (с учетом НДС) за 1 Гкал, до которого цена будет постепенно увеличиваться в течение десяти лет. Рост тарифа в 2019 году составил 3,7% к 2018-му.
«За два года реализации рубцовского проекта в него было вложено 2,1 млрд руб. при годовом городском бюджете в 1,7 млрд руб.,— рассказывают в СГК.— За этот короткий срок там удалось реконструировать больше 16 км магистральных сетей и построить 4,4 км трубопровода-перемычки для замещения пришедшей в упадок ТЭЦ. На Южной тепловой станции — источнике, выбранном в качестве основного,— построили два котла по 30 Гкал/ч и турбину на 6 МВт».
Главной целью этого проекта, говорят в компании, была реанимация системы теплоснабжения города и повышение качества теплоснабжения. Этого результата удалось достичь. Помимо прочего в два раза вырос коэффициент использования мощности, на 10% снижены теплопотери, на 17% — утечки теплоносителя. То есть в результате удалось добиться более эффективной работы всей системы. Так как для объединения двух контуров была реконструирована крупная тепломагистраль, снизилось и количество эксплуатационных повреждений на сетях — на 16%, если сравнивать 2017-й с 2018-м.
Но в Рубцовске остались еще нерешенные задачи, которые требуют 1 млрд руб. дополнительных инвестиций. «Речь идет о системе горячего водоснабжения,— поясняют в СГК.— Сейчас там тупиковая схема: нет циркуляции, из-за этого в городе большие проблемы с качеством горячей воды».
31 января распоряжением правительства на новую систему был переведен второй населенный пункт — рабочий поселок Линево в Искитимском районе Новосибирской области с населением менее 20 тыс. человек. ЕТО — ООО СибТЭК (принадлежит Корнею Гиберту). Новая система запущена 1 июля. Рост тарифа должен составить 30% за семь лет, или 5,74% в год — до 1537 руб. за 1 Гкал.
3 августа распоряжение о переходе было принято в отношении уже более крупного города — столицы Алтайского края Барнаула (633 тыс. жителей). СГК планирует потратить на модернизацию теплоснабжения Барнаула 6 млрд руб., еще 1,8 млрд руб. будет вложено в муниципальные сети путем концессии. СГК, как и в случае с Рубцовском, начала инвестировать заранее и по итогам текущего года вложила в систему теплоснабжения Барнаула 1 млрд руб.
Теплый фронт идет в Европу
С 1 января 2020 года система альткотельной заработает в Ульяновске — первом из городов европейской части России перешедшем на новую модель. В «Т Плюс» отмечают, что при суммарной протяженности теплосетей города 636 км в двухтрубном исчислении 73% старше 30 лет и требуют замены в связи с исчерпанием проектного ресурса. В течение десяти лет необходимо перекладывать 8% сетевых мощностей в год. Источник средств для столь масштабного финансирования в рамках старой системы регулирования не ясен.
По методике Минэнерго цена альткотельной для Ульяновска в 2020 году составит 1598 руб. за 1 Гкал без НДС. При этом действующие тарифы в городе зачастую превышают этот уровень. Так, тарифы, например, «Городской теплосети» в 5 зонах составляют 1968 руб. за 1 Гкал, в 39 — 1814 руб.
Компания намерена инвестировать до 2029 года 7,8 млрд руб. Средний рост платы за отопление в 2020 году составит 2,6%, в 2021-м — 3,8%, в 2022-м — 3,5%. «Повышение цен на тепловую энергию при отнесении города Ульяновска к ценовой зоне теплоснабжения не приведет к увеличению социальной напряженности среди потребителей, так как данный рост находится ниже уровня инфляции и не приведет к существенной дополнительной финансовой нагрузке на население»,— полагают в «Т Плюс».
В обмен на установление цены альткотельной ЕТО обязуется сократить технологические потери на тепловых сетях с 16% до 10%, снижать на 5% в год количество аварийных повреждений на сетях, сократить продолжительность отключения горячей воды с 14 до 7 дней, оборудовать 100% многоквартирных домов приборами учета, перевести город на закрытую систему теплоснабжения и т. д.
В перспективе ожидается расширение применения новой модели рынка тепла. До конца года «Т Плюс» собирается подписать еще 11 соглашений об альткотельной (см. стр. 16). Речь идет о Самаре и двух городах области — Тольятти и Новокуйбышевске, Оренбурге, Перми, Кирово-Чепецке, Балаково, Владимире и других городах. Суммарный объем инвестиций в модернизацию систем теплоснабжения составит около 80 млрд руб.
«РусГидро», владеющая теплоэнергетическим комплексом Дальнего Востока, готовится подписать альткотельную с Якутском: в сентябре компания подписала с правительством Якутии соглашение, что ЕТО в городе станет СП, которое будет создано «Якутскэнерго» и муниципальным АО «Теплоэнергия». Впрочем, пока правительство Якутии лишь обязалось рассмотреть возможность перехода на альткотельную после создания СП.
«Отношение регионов к новой модели рынка тепла постепенно меняется в лучшую сторону,— уверены в СГК.— Потенциально гораздо больше регионов готовы рассматривать переход. Мы с коллегами из других энергокомпаний достаточно активно общаемся с руководителями муниципалитетов и регионов, отвечаем на вопросы, объясняем преимущества новой модели. Сейчас мы рассматриваем вариант перехода Красноярска, Черногорска и других городов. У нас даже появился первый город, где мы изначально не планировали альткотельную, но местные власти сами просят побыстрее перевести на нее. Это Бийск».
Выгода или неохота
Аналитики усматривают большое преимущество в альткотельной как модели регулирования. «В теории метод альтернативной котельной выглядит выигрышным для всех, так как формирует единые и прозрачные правила игры для всех участников,— полагает Василий Савин, руководитель практики по работе с компаниями сектора энергетики и коммунального хозяйства KPMG в России и СНГ.— Государство избавляется от необходимости субсидирования отрасли и регулярного “тушения пожаров” размороженных труб в “ручном” режиме. Потребители получают инфраструктуру, обеспечивающую стабильное и эффективное теплоснабжение, долгосрочные неизменные тарифы. Бизнес получает сферу для инвестиций с гарантиями окупаемости и может планировать на годы вперед». Конечная же цель реформы, отмечает господин Савин,— перевести отрасль на рельсы рыночной экономики и сделать ее финансово привлекательной для инвесторов, сохранив оптимальные тарифы.
«Тепло по цене альткотельной в большинстве городов сегодня дороже, чем по действующим тарифам, но в то же время новый метод регулирования обоснованно отражает реальную ценность услуги теплоснабжения для потребителя,— говорит партнер VYGON Consulting Алексей Жихарев.— Для отдельных зон теплоснабжения тарифы по новой методике могут превышать текущие до 25%, однако есть и такие, где существующие тарифы ниже». Переход на новый метод регулирования, а значит, в ценовую зону теплоснабжения в долгосрочной перспективе формирует положительные эффекты для всех участников сектора, отмечает эксперт. «Новые условия позволят укрепить позиции действительно эффективных поставщиков услуг централизованного теплоснабжения, привлечь инвестиции в отрасль и, как следствие, серьезно обновить российское ЖКХ, повысив при этом энергоэффективность и потребительские качества услуг»,— уверен господин Жихарев.
Причиной задержки массового внедрения альткотельной помимо проблем социального характера аналитики считают опасения местных властей упустить контроль над системой теплоснабжения. «Мне кажется, сегодня массовому распространению метода во всех регионах России препятствуют два фактора: потенциальное существенное изменение тарифов в ряде регионов (как существенный рост, так и невыгодное для некоторых компаний снижение) и то, что решение о переходе на альткотельную означает для местных властей отказ от возможности “ручного управления” тарифами и ситуацией,— говорит Василий Савин.— Не во всех регионах власти готовы выпустить этот штурвал из рук, один раз установив правила и не меняя их пять-десять лет». Очевидно, что сложно решиться на реформы, когда на одной чаше весов незаметная простому обывателю модернизация, которая в перспективе должна привести к снижению издержек и, соответственно, сдерживанию тарифов (но когда-то в будущем), а на другой — «недовольный электорат», поясняет эксперт.
Показательно, что метод альткотельной начал свое распространение с населенных пунктов с критическим состоянием инфраструктуры, в которых местные власти вынуждены таким образом спасать ситуацию, замечает господин Савин. «Надо понимать, что в обозримой перспективе практически любой город России может оказаться в такой ситуации. Поэтому, по моему мнению, следует начать более активно внедрять новый подход к тарифообразованию и, соответственно, привлекать инвесторов в теплоснабжение, чтобы переход был плановым, а не экстренным»,— уверен он.
Тариф для «альтернативной котельной»
Большой интерес у депутатов, принявших в декабре 2018 года участие в заседании секции по вопросам законодательного обеспечения электроэнергетики и комбинированной выработки тепловой и электрической энергии Экспертного совета при комитете Государственной Думы по энергетике, вызвала тема — применение в теплоснабжении тарифного регулирования по методу «альтернативной котельной» (в том числе, транспортировка газа, добыча угля, цены на топливо).
На совещании, которое проводил первый заместитель председателя комитета по энергетике Госдумы Сергей Есяков, парламентарии справедливо отметили, что реальные показатели реформы в отрасли на сегодняшний день имеют показатель «около нуля». Тем не менее, по их мнению, именно метод «альтернативной котельной» должен повысить привлекательность отечественной теплогенерации.
Согласно Федеральному закону от 29 июля 2017 года № 279‑ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О теплоснабжении» и отдельные законодательные акты РФ по вопросам совершенствования системы отношений в сфере теплоснабжения», федеральные органы исполнительной власти должны подготовить и утвердить 23 нормативных акта, которые призваны помочь осуществить переход на методику расчёта тарифов по новому методу. Как подчеркнул Сергей Есяков, большинство документов уже разработаны и действуют, остальные проходят финальную стадию утверждения. Многие компании, получившие на местах статус единой теплоснабжающей организации, ведут переговоры с региональными властями и органами местного самоуправления о применении принципов «альткотельной». Но пока регионы только присматриваются к реформе и не торопятся ее реализовывать. Почему? Журнал «ТЭК России» попытался разобраться в причинах.
Спираль закручивается
В настоящее время цены для потребителей определяют по методу «затраты плюс». Их ежегодно устанавливает региональный регулятор, основываясь при этом на данных компаний о расходах (ремонт, модернизация оборудования, зарплата, прибыль, которую может получить поставщик тепла).
«Сегодняшний метод тарифообразования «заточен» на то, что, чем больше у организации расходов, тем больше тариф. Сейчас у нас в одном и том же городе тарифы разнятся — у небольших котельных 4–5 тыс. рублей за 1 Гкал, а у нас на ТЭЦ — 1,2 тыс. рублей с Гкал. Поэтому нынешний метод не является справедливым», — считает директор по тарифообразованию «Сибирской генерирующей компании» («СГК», входит в состав «СУЭКа» — компания осваивает районы добычи угля, угольное месторождение в Кузбассе, Хакассии. Отрасль — угольная промышленность России) Екатерина Косогова. Производственники утверждают, текущее тарифное регулирование бессмысленно: чем больше у компании расходы, тем больше тариф; и наоборот — чем больше теплоснабжающая организация занимается производством, сокращая операционные расходы, улучшая теплообеспечение, тем тариф меньше. При такой системе труд тепловиков фактически остается без стимула. В результате, во многих регионах России растет степень изношенности труб, увеличивается количество аварий в теплосетях, которые не ремонтировались и не менялись еще с советских времен.
«Спираль заворачивается до такого уровня, что мы прогнозируем довольно печальную картину — в следующие пять лет будет взрыв чрезвычайных ситуаций», — предупреждает Екатерина Косогова.
Чтобы изменить положение дел, нужны миллиарды рублей. Но инвестиции не идут. При действующей системе тарифообразования даже те, кто имеет возможность привлечь в отрасль капиталы, этого делать не будут, поскольку считается, что основной приоритет в стране — борьба с инфляцией, и хочешь-не хочешь, тарифы будут занижать. А значит, у теплоснабжающих компаний нет никаких гарантий возврата инвестиций.
С федерального уровня на уровень региональных властей спускается определенный индекс оплаты для населения, который нельзя превышать. Никакой логичной формулы для вычисления этого показателя не существует. Объяснить этот индекс никто толком не может. При такой ситуации заложником остается местная администрация, которая, с одной стороны, отвечает за организацию теплоснабжения в городе, а также пытается снизить уровень недовольства среди потребителей тепла, предпринимая все возможное, чтобы не допустить роста тарифа на тепло; с другой стороны — она не знает, что делать, как предотвратить надвигающуюся технологическую катастрофу. Сети и оборудование не молодеют! А у компании, в ведении которой находится тепловое хозяйство, собранных с потребителей денег хватает только на выплату заработной платы сотрудникам, на проведение же ремонтов не остается практически ничего.
Среди негативных примеров можно привести Кемеровскую область, где бывший уже губернатор Аман Тулеев напрямую субсидировал конечного потребителя. В результате из‑за социальных экспериментов тепловое хозяйство пришло в крайне запущенное состояние. При этом жители области платят в два раза меньше положенного. Необходим рост тарифа минимум на 10–15%, считают эксперты.
В рамках свободного ценообразования
Считается, что «альтернативная котельная» должна привлечь инвестиции в теплоснабжающую отрасль, что позволит обновить и улучшить систему подачи тепла, которая в большинстве поселений находится в запущенном состоянии. По мнению представителей компаний, занятых в бизнесе теплоснабжения, новая модель даст справедливую цену на рынке тепловой энергии, сформировав привлекательный тариф на тепло.
Метод расчета тарифов на тепло по принципу «альтернативной котельной» подразумевает свободное ценообразование, которое, впрочем, имеет предельную планку. Тут ориентируются на то, что дешевле: построить новое современное производство для теплоснабжения или подключиться к уже существующему источнику тепла. На основе этого формируется предельный уровень цены на тепловую энергию. То есть стоимость рассчитывается для того или иного города (поселения), входящего в определенную зону теплоснабжения, исходя из расходов на строительство альтернативного источника теплоснабжения. Однако само строительство котельной по новой методике не планируется. Предельные цены на тепло устанавливает орган тарифного регулирования региона.
Понятно, что все опасаются резкого скачка цен. Чтобы его избежать, разработчики новой методики предлагают два варианта: в одном случае тариф планируется повышать в течение нескольких лет постепенно, в другом — зафиксировать цену ниже максимальной планки с помощью понижающего коэффициента, поскольку стоимость тепловой энергии не должна быть выше принятого предельного уровня.
Законом также вводится понятие единой теплоснабжающей организации (ЕТО), которая в зоне своей ответственности обязана обеспечивать тепловой энергией всех потребителей. Статус ЕТО утверждают местные власти. В результате переговоров между администрацией муниципального образования и компанией, осуществляющей теплоснабжение в городе, устанавливается долгосрочный тариф на 10 и более лет. В законе отмечается, что переход к новой модели является добровольным.
По мнению Екатерины Косоговой, предельная стоимость 1 Гкал тепла для Сибири при внедрении ценообразования по методу «альтернативной котельной» составит 2,3–2,4 тыс. рублей.
Мэр Новосибирска Анатолий Локоть отмечает, что новая система имеет как плюсы, так и минусы. В настоящее время администрация города ведет переговоры с «СГК» о переходе на «альткотельную». Глава города понимает, что «Сибирская генерирующая компания» готова вкладывать в ремонт тепловых сетей до 3 млрд руб. в год. По сравнению с нынешними 500 млн руб., которые выделяются на подготовку к зиме, это был бы колоссальный рывок. Но местные власти настораживает то, что инвесторы хотят гарантировать возврат вложенных средств.
«Возврат обеспечивается следующим образом. Тариф ежегодно начнет увеличиваться автоматически на инфляционную составляющую и некую величину — дельту, которая может быть выражена одним-двумя процентами. Эта дельта и идет на возврат тех средств, что энергетики готовы вкладывать в систему. Им необходим договор на 10 лет, в течение которого будет работать этот принцип», — так объяснил метод «альтернативной котельной» Анатолий Локоть.
Минусом глава Новосибирска считает риски готовности и надежности компании, которая берется за теплоснабжение города. Муниципалитету, который в соответствии с законом несет ответственность за подачу тепла и электроэнергии жителям, также нужны гарантии. «Нам нужна прозрачность, что вот эта дельта точно пойдет на указанные цели», — говорит Локоть. Даже создав наблюдательный контролирующий совет, в который могли бы войти представители мэрии и городского совета депутатов, администрация пока не спешит принимать судьбоносное решение. По всей видимости, власти Новосибирска присматриваются к тому, как реализовывается пилотный проект в Рубцовске.
Пилотный проект
«Сибирская генерирующая компания» с сентября 2018 года реализует в Рубцовске Алтайского края первый в России проект по переходу на новую модель ценообразования.
При обсуждении перспектив «альткотельной» на заседании в Государственной Думе Сергей Есяков заметил: «Первыми быть всегда тяжело… Сегодня энергетике очень нужен рациональный инвестор, который будет понимать не только экономические плюсы внедрения механизма «альткотельной», но и уровень своей ответственности, а также долгосрочный и социальный характер своей деятельности».
«СГК» не стала дожидаться распоряжения правительства о переходе на новую модель рынка тепла в Рубцовске и начала инвестировать в модернизацию городской системы теплоснабжения за несколько месяцев до его утверждения. Во многих районах города были серьезные проблемы с отоплением и горячей водой, которые тянулись из года в год. Руководство компании выделило 2 млрд рублей. Эти средства позволили перевести теплоснабжение с двух источников на один, заменить почти все трубы. У людей появилось постоянное тепло и горячая вода. При этом по новой схеме тарифы для Рубцовска начнут рассчитывать с января 2019 года.
В «Сибирской генерирующей компании» рассчитали, что для возврата инвестиций по Рубцовску понадобится 12 лет.
Компания предложила подобные проекты по модернизации системы теплоснабжения в городах своего присутствия. Переговоры о переходе на «альткотельную» ведутся с руководством Абакана, Барнаула, Красноярска, Новосибирска, Кемерова и Новокузнецка. Для этого «СГК» планирует привлечь 40–60 млрд рублей. Итоговая сумма инвестиций будет зависеть от того, кто будет готов внедрить «альткотельную» и какую программу утвердят местные администрации.
Между тем администрация Линево Новосибирской области и «Сибирская теплоэнергетическая компания» («СИБТЭК») подготовили необходимый пакет документов для перехода поселка на метод «альтернативной котельной». К настоящему времени Минэнерго, Минстрой и ФАС России его согласовали. Министерство энергетики также внесло в правительство проект распоряжения об отнесении поселения к ценовой зоне теплоснабжения. После принятия этого решения в Линево также будет реализовываться новая схема теплоснабжения.
На заседании секции по вопросам законодательного обеспечения электроэнергетики и комбинированной выработки тепловой и электрической энергии парламентарии отмечали важность проведения разъяснительной работы о перспективах метода «альткотельной» в регионах, высказывалось мнение о доработке положений законодательства и сопутствующей нормативной базы. Депутаты уверены в том, что переход на новую методику расчёта тепла не приведёт к повышению тарифов для потребителей. Отмечалось, что данный факт подтверждён со стороны экспертного и научного сообществ, регионов, федеральной антимонопольной службы и примером Рубцовска.
Представители Государственной Думы усилят парламентский и общественный контроль за реализацией проектов по внедрению механизма «альткотельной».
Кто будет оплачивать?
Критики предлагаемой модели теплового рынка высказывают опасения, что население не сможет оплачивать услуги теплоснабжающих организаций по новым тарифам, и тогда бремя оплаты ляжет на промышленные предприятия, что усугубит ситуацию с перекрестным субсидированием. В настоящее время законом определено снижение объемов перекрестки до 2022 года до 50 млрд руб., но, как посчитали в Минэнерго, пока её объем только наращивается. Первый заместитель министра энергетики Алексей Текслер заметил, что решить проблему с перекрестным субсидированием можно только с помощью опережающего роста тарифа. Однако платежеспособность населения — это тоже часть рынка. А значит, проблема завязана не только на энергетиков, но и зависит от экономических составляющих: роста экономики, энергопотребления, благосостояния людей.
В январе 2019 года правительство РФ утвердило программу модернизации тепловых электростанций (ТЭС) по договорам предоставления мощности (ДПМ). Программа, получившая название ДПМ-2, позволит привлечь 1,9 трлн руб. частных инвестиций в течение 10 лет для обновления 41 ГВт мощностей ТЭС. Срок окупаемости инвестиций — 15 лет. Первые отборы проектов модернизации будут проведены на три года: 2022–2024. Доходность по ним может составить 14% годовых с корректировкой на доходность облигаций федерального займа.
И хотя Минэнерго, по словам Алексея Текслера, установило «водораздел, чтобы оборудование, которое попадет под ДПМ-2, не учитывалось в программе ‘‘альткотельной’’», совершенно очевидно, что и модернизация ТЭС, и дальнейшее продвижение «альтернативной котельной» находятся, что называется, в одной связке, и направлены на обновление теплосетевой инфраструктуры и перерождение отрасли.
Частичная или полная перепечатка материалов возможна только с письменного разрешения
ЦДУ ТЭК – филиал ФГБУ «РЭА» Минэнерго России
Все права защищены и охраняются законом. © 2002-2020 ФГБУ «РЭА» Минэнерго
(ЦДУ ТЭК – филиал ФГБУ «РЭА» Минэнерго России) +7 (495) 950-86-09
Альтернативная котельная. Почему в Ульяновске против эксперимента
1 января 2020 года Ульяновск станет первым городом в европейской части России, который перейдет на новую модель рынка теплоснабжения по методу “альтернативной котельной”.
Суть его в установлении на территории населенного пункта (эта территория называется ценовой зоной теплоснабжения) единой предельной цены на тепловую энергию, которая будет действовать в течение нескольких лет. Эта цена рассчитывается не для реальной, а для виртуальной “альтернативной котельной” с высоким КПД и полной автоматизацией. Как утверждают инициаторы реформы, это даст возможность поставщикам тепла спланировать долгосрочные инвестиции, чтобы модернизировать оборудование ТЭЦ и котельных, отремонтировать теплосети и тем самым повысить эффективность выработки и доставки тепла потребителям.
На первый взгляд, дело благое, но ульяновцев настораживает поспешность, с которой региональная и городская власть продавливают реформу, а также келейность в принятии стратегического решения. К тому же постсоветский опыт отношений города с энергомонополистами подсказывает, что те ничего не делают просто так. Люди опасаются, как бы очередная реформа не привела к банальному повышению платы за тепло и горячее водоснабжение и дальнейшей монополизации отрасли.
Наследники советской системы
В Ульяновске главным проводником и лоббистом реформы является крупная энергетическая компания ПАО “Т Плюс”, которая снабжает энергией 16 регионов страны: ее мощности вырабатывают десятую часть всего тепла в России. Более половины суммарной мощности теплоисточников принадлежит в городе региональному филиалу ПАО “Т Плюс”, поэтому эту компанию можно считать региональным энергомонополистом: в результате приватизации она “унаследовала” всю советскую систему центрального отопления вместе с тремя городскими ТЭЦ и магистральными трубопроводами. Компанией “Т Плюс” через структуры, подконтрольные группе компаний “Ренова”, а также через дружественных иностранных инвесторов владеет Виктор Вексельберг.
Метод “альтернативной котельной” в России почти не обкатан, однако компания Вексельберга нашла общий язык с региональной властью: 6 июня губернатор Ульяновской области Сергей Морозов и председатель правления ПАО “Т Плюс” Андрей Вагнер подписали соглашение о внедрении ценовой зоны теплоснабжения в Ульяновске. “Мы благодарны руководству Ульяновской области за смелость быть первыми”, – сказал Андрей Вагнер.
В 2017 году были приняты изменения в закон “О теплоснабжении”, вводящие ценовые зоны и принцип альтернативной котельной, а также постановление правительства России, где заданы правила определения предельной цены на тепло. И вот сегодня Ульяновск, областной центр с населением 630 тысяч человек, объявляет себя флагманом реформы теплоснабжения в России, о чем сообщают деловые и отраслевые СМИ.
Рубцовский эксперимент
Лавров первопроходца губернатору Сергею Морозову не стяжать, потому что первым в России модель “альтернативной котельной” опробовал Рубцовск Алтайского края, город с населением 140 000 человек. Если судить по публикациям в государственных СМИ, рубцовский эксперимент проходит успешно, но для него имелись серьезные показания, а именно полный развал городского энергетического хозяйства: жуткое состояние проводящих сетей приводило к множественным и регулярным авариям на теплотрассах, тепло и горячая вода подавались с перебоями, к тому же одна из двух ТЭЦ дышала на ладан. Как объясняет директор подразделения Сибирской генерирующей компании (СГК) в Рубцовске Максим Новов, причина этого в том, что у серьезного инвестора не было интереса здесь работать, потому что период регулирования тарифов составлял один год. Еще до официального перехода Рубцовска в ценовую зону, СГК вложила в местную энергосистему около 2 млрд рублей, что стало примером кризисного менеджмента. По соглашению с муниципальной властью и при одобрении жителей тариф в ценовой зоне был зафиксирован на 15 лет (это та самая виртуальная цена альтернативной котельной, к которой ежегодно подтягивается цена реальная). У энергетиков появился стимул экономить топливо, повышать эффективность и экологичность оборудования ради прибыли. Спустя год после начатого в 2018 году эксперимента, теплоснабжение здесь стабилизировалось, хотя части населения пришлось согласиться на опережающий рост тарифа. В 2019 году на расчет цены тепловой энергии по методу альтернативной котельной переведен рабочий поселок Линёво в Новосибирской области, а затем и Барнаул. В каждом случае для этого потребовалось постановление российского правительства. Готовятся к переходу в ценовую зону Самара, Тольятти и Новокуйбышевск. Тенденция обозначилась, поэтому стоит разобраться с идеологией.
Виртуальная конкуренция
Максим Новов объясняет принцип альтернативной котельной доступными словами:
– Всех интересует, какой должна быть справедливая цена на тепло. Справедливая – значит конкурентная. А откуда возьмется конкуренция? Вот авторы идеи сочинили искусственную виртуальную конкуренцию. Посчитали, сколько стоит построить котельную в этой местности (расчеты абсолютно прозрачны, на сайте минэнерго можно посмотреть). Вы вбиваете всего несколько параметров – в частности, стоимость угля, электроэнергии – и рассчитываете стоимость строительства и эксплуатации котельной. Затем делите эти цифры на отпуск тепла – и вот она, предельно справедливая цена. Если монополист задирает тариф, можно построить свою котельную и послать монополиста подальше. Цена зависит только от региона, его ресурсной базы и ни от чего больше.
В малом городе это сработало, но сработает ли в областном центре? Кроме больших ТЭЦ в Ульяновске есть 69 котельных, но рынком тепла это не назовешь: тарифы каждой из них, как и тарифы “Т Плюс”, до сих пор регулировались правительством. Как сказал в интервью директор Ульяновского филиала ПАО “Т Плюс” Марат Феткуллов, с 1 января город разделится на две части: для половины населения, где тарифы на тепло выше его расчетной цены от альтернативной котельной, произойдет “заморозка” тарифа на период, пока цена альтернативной котельной, “дрейфующая” вверх вместе с инфляцией, не догонит тариф локального теплоисточника. Для четверти городского населения, которая сегодня платит по тарифу, близкому к тарифу альтернативной котельной, ничего особо не изменится. Оставшаяся четверть населения будет платить по повышенному тарифу, хотя Феткуллов и называет этот рост некритичным (пара-тройка процентов к уровню инфляции, то есть около 6 процентов в год).
– Много разговоров о том, что сегодня соседние дома платят за тепло разную цену, которая может сильно отличаться, потому что есть компания – транспортировщик тепла, которая приплюсовывает свою надбавку за транспортировку, или потому что тариф у теплоисточников разный,– говорит Феткуллов. – В модели с альтернативной котельной такого не будет.
“Три четверти мощностей, которым предстоит повышение платы до уровня альтернативной котельной, принадлежат “Т Плюс”, – сказал на условиях анонимности чиновник регионального правительства. – Множество ульяновцев столкнется с опережающим ростом платы, другие с “заморозкой”, то есть по достижении уровня альткотельной цена будет расти традиционным способом. На этот момент не обращают внимания. Почему бы не сказать людям, у кого плата повысится, если вы это знаете? Другой вопрос: что будет с теми предприятиями – поставщиками тепла, у которых будет заморожен тариф? По этой схеме как они будут простимулированы, чтобы провести модернизацию и снизить себестоимость тепла?”
“Что мешало раньше вкладывать деньги?”
При новой модели рынка “Т Плюс” обещает вложить в модернизацию генерирующих мощностей и теплосетей 7,8 млрд рублей за десять лет.
– Инвестиционная программа этого года – 500 млн рублей, в следующем году мы ее увеличим до 600 млн и дальше пойдем без снижения, – говорит Феткуллов. – У нас есть обязанность наращивать инвестиции там, где будет рост тарифа. В Ульяновске переложим около 100 км квартального трубопровода, до этого меняли всего по километру в год. 73 процента ульяновских теплосетей эксплуатируются более 30 лет, в результате – большие теплопотери и высокая аварийность.
– Почему раньше нельзя было вкладывать деньги, которые вы собирали за счет инвестиционной составляющей тарифа? Плата на тепло и горячую воду росла опережающими темпами, на что тратились эти деньги?
– Прозрачный тариф на 10 лет дает возможность вкладывать деньги в модернизацию не через 10 лет, а сейчас, – говорит Феткуллов. – Мы этого не могли делать раньше при непрозрачном тарифе. Как вкладывать, если нет гарантий того, как будет меняться цена? Теперь появилась гарантия.
Непрозрачность тарифа – это именно то, в чем уже двадцать с лишним лет упрекают энергетиков простые люди, политики и общественные активисты. “Раскройте структуру тарифа! Раскройте себестоимость! Даешь энергоаудит!” – говорили ораторы на митингах против повышения тарифов в ЖКХ. Феткуллов утверждает, что эти данные всегда были доступны, но в них ничего не было понятно. А вот теперь, с переходом в ценовую зону, весь набор инвестиционных программ будет включен в обновленную схему теплоснабжения, утвержден в министерстве и автоматически попадет в соглашение с единой теплоснабжающей организацией (ЕТО), которых на территории Ульяновска будет тринадцать, самая крупная из которых – ПАО “Т Плюс”. Руководитель энергокомпании обещает модернизацию неэффективных котельных, переход на более экономный закрытый тип горячего водоснабжения (при котором горячая вода из крана и из батареи – это две “разные” воды), замену квартальных трубопроводов, при этом “каждый житель будет знать, какой объем работ планируется в его микрорайоне”.
Азбука монополии
“Если следовать логике предлагаемого метода, в 2026 году (через 5 лет) все потребители, независимо от того, через какие сети получают тепло, будут платить одинаково по ставке 1923 руб/Гкал. А с 2027 года эта цена будет увеличиваться на размер инфляции”, – пишет в своем письме в Минстрой РФ Эльвира Карнаухова, старшая по дому в одной из ульяновских пятиэтажек. На самом деле горожане будут платить даже больше: онлайн-калькулятор Минэнерго указывает, что гигакалория тепла от альтернативной котельной будет стоить в Ульяновске 1604 рубля без НДС (сейчас тариф “Т Плюс” составляет около 1250 руб за гигакалорию), с НДС это 1957 рублей.
– Деньги вкладывают, чтобы получить прибыль, – комментирует ульяновский адвокат Григорий Калёнов. – По уставу организации, ПАО “Т Плюс” создано в интересах акционеров с целью извлечение прибыли. Если мы начнем рассуждать, что мешало раньше вкладывать деньги в оборудование, то мы уйдем в политику, в приоритеты, в дебаты об эффективности государственного регулирования деятельности монополий. Это вопросы лучше задавать антимонопольной службе.
В условиях рынка его участники постоянно вынуждены думать об эффективности и инновациях, потому что поджимают конкуренты, поясняет Каленов. “А у монополий нет такой задачи – у монополии есть необходимость повышать тарифы и улучшать условия для извлечения монопольной ренты. Это азбука”, – считает эксперт.
Без обсуждения, но с нарушениями
Постановление правительства о введении в Ульяновске системы “альтернативная котельная” премьер-министр Дмитрий Медведев подписал в начале августа. Тем самым жителей города, а также его представительную власть поставили перед фактом, потому что накануне никакой публичной дискуссии по этому поводу не проводилось. Обсуждать уже принятое решение начали только два месяца спустя. Последствий этого решения не понимают ни в городской думе, ни в законодательном собрании региона. Зампред законодательного собрания Ульяновской области, руководитель региональной “Единой России” Василий Гвоздев заявил, что реализацию проекта, который затрагивает интересы сотен тысяч ульяновцев, всегда нужно начинать с разъяснения.
– Не до конца понятны расчеты: на сколько и в какие сроки будет повышен тариф на теплоснабжение, – сказал он 15 октября на заседании комитета ЗСО по жилищной политике. – Депутаты не получили исчерпывающих ответов об адресах участков, подлежащих модернизации, и суммах, которые будут на нее потрачены”. “На заседании думы рассмотрели вопрос о введении так называемой альткотельной, – написал 30 октября в твиттере депутат Гордумы Антон Антипов. – Никто не понимает, зачем это. Вроде, прогнозируют модернизацию, но по цене понимания нет.
Инициаторы реформы не дали возможности депутатам разобраться в ее тонкостях. Перевод Ульяновска в ценовую зону теплоснабжения был проведен фактически в режиме спецоперации. Ульяновский корреспондент газеты “КоммерсантЪ” Сергей Титов первым обнаружил, что при этом была нарушена процедура, предусмотренная федеральным законом “О теплоснабжении”. Это подтверждают и документы, которые обнародовал в фейсбуке депутат Госдумы Алексей Куринный.
По закону, прежде чем направить в правительство РФ совместное обращение администрации муниципального образования и единой теплоснабжающей организации (в данном случае ПАО “Т плюс”) о начале реформы, глава города Сергей Панчин должен был заручиться согласием губернатора и заксобрания. На обращении мэра в правительство стоит дата 27 мая, губернатор же дал свое согласие, суда по переписке, только два дня спустя. С заксобранием еще хуже: по закону Панчин должен был уведомить законодательный орган не позже, чем за 30 дней до совместного обращения, чтобы депутаты смогли высказать свое мнение. То есть Панчин должен был уведомить ЗСО не позднее 27 апреля. Он же сделал это только 22 мая в письме председателю ЗСО Валерию Малышеву. Уже на следующий день председатель комитета ЖКХ заксобрания Андрей Седов отписал Панчину, что комитет инициативу поддерживает. При этом депутаты ЗСО утверждают, что они ничего об этом не знали. 6 июня губернатор и глава “Т Плюс” подписали соглашение, а 9 августа премьер Медведев дал добро реформе. После этого печатные и интернет-СМИ региона, финансируемые из бюджета, начали публиковать статьи о преимуществах метода ценовой зоны. “Все ветви власти встали на сторону энергетиков, – комментирует Григорий Каленов. – Это манипуляция, ставшая возможной в отсутствие независимых СМИ”.
Ульяновский юрист Константин Толкачев, специализирующийся на защите прав потребителей, обратился с иском в Верховный суд РФ, требуя отменить решение российского правительства о введении системы “альтернативная котельная” в Ульяновске на том основании, что администрация области и города намеренно не информировала жителей о таких планах, необходимые документы не публиковались. “Я имею право на участие в управлении делами муниципального образования, в том числе в части обладания информацией о столь существенных изменениях до момента, когда решение о них уже принято”, – пишет заявитель. Он также просит суд в качестве обеспечительной меры запретить применять оспариваемое постановление правительства. Иск принят к рассмотрению и будет разбираться судом в январе. В обеспечительной мере суд отказал, и это значит, что с 1 января в городе все же будет введено новое ценообразование.
Под крышей дома твоего
– Я против альткотельной, потому что 60 процентов жителей вблизи ТЭЦ будут платить за перетоп, то есть качество коммунальной услуги не будет соответствовать нормам, – говорит Эльвира Карнаухова. – Есть границы эксплуатационной ответственности, и ПАО отвечает за качество коммунального ресурса только до стены, а количество тепла будет выше, чем мне нужно.
Если граждане начнут экономить, энергетики будут меньше зарабатывать. “У нас нет интереса продавать больше, – заявляет Феткуллов. – Мы лишь хотим получить 100 процентов оплаты той тепловой энергии, которую продадим. Если мы будем продавать тепла в два раза меньше, то сократим собственные затраты, например, на циркуляцию воды, нам не надо будет столько трубопроводов”.
Верить или не верить
Целиком доверять компании “Т Плюс” мешает ее имидж. Управление ФАС по Ульяновской области неоднократно возбуждало против этой компании административные дела. В частности, компания приписывала дополнительные объемы тепла на подогрев холодной воды, как если бы она поступала с температурой ноль градусов, тогда как “Ульяновскводоканал” подает воду с температурой 5–10 градусов. В итоге речь шла о переплате в многие миллионы рублей. ФАС России проверяла все отечественные энергокомпании на предмет законности их тарифов в 2016–2019 годах и исключила из валовой выручки “Т Плюс” экономически необоснованные расходы в размере 1,3 млрд рублей.
– Цены на рынке теплоснабжения в Ульяновске регулироваться не будут, но это не значит, что не будут регулироваться предельные цены, – говорит заместитель руководителя регионального управления ФАС Константин Попов. – Правительство, УФАС, отраслевые министерства будут следить, как осуществляется инвестирование, как это связано со снижением затрат и нет ли тут злоупотреблений. После 1 июля 2020 года можно будет говорить о первых итогах.
Краткий итог можно подвести уже сейчас. Получается, что при любой модернизации схема “затраты плюс” выгодна для граждан, но не выгодна энергетикам: чем меньше издержки, тем ниже тариф. Модель альтернативной котельной финансово выгодна энергокомпании (потому что издержки после модернизации снижаются, а тариф – нет), но не выгодна гражданам: они ничего не сэкономят, если не вложатся в энергосбережение в своих домах, а это немалые деньги, причем не каждый дом имеет физическую возможность стать “умным”. Ожидается, что надежность теплоснабжения повысится, и только в этом выгода для города и его жителей. Но даже когда энергокомпания достигнет потрясающей эффективности, стоимость тепла останется прежней (с поправкой на инфляцию), ибо таково изначальное условие. Прибыль энергокомпании вырастет. Таким образом, о снижении платы за тепло речи вообще не идет: для части потребителей все останется как есть, для другой части рост платы приостановится на несколько лет, для остальных тариф будет расти с опережением инфляции. Введение альтернативной котельной может повлечь ликвидацию теплоснабжающих организаций, чьи тарифы выше тарифа альткотельной, то есть выше, чем у ПАО “Т Плюс”.
Альтернативная котельная
Альтернативная котельная и новые правила утверждения тарифов на теплоснабжение
В последние годы активно ведутся мероприятия по повышению технического уровня систем теплоснабжения путем внедрения автоматизации, инновационных подходов и реконструкции объектов с применением высокотехнологического оборудования. Эти мероприятия позволяют сократить непроизводительные затраты, а также расходы на топливо, необходимое для выработки единицы тепловой энергии.
Несмотря на вышеуказанные мероприятия, итоги принятой стратегии развития в сфере энергетики признаны неудовлетворительными. Это обусловлено наличием таких негативных факторов, как рост износа основных фондов, увеличение потерь в сетях теплоснабжения, а также расхода потребляемой электрической энергии, затрачиваемой на передачу тепловой энергии потребителям.
Исходя из «плачевного» опыта прошлых лет, становится логичным решение министерства энергетики РФ – привлечение инвестиций в сферу теплоснабжении при одновременном замораживании роста стоимости тепловой энергии. В отдельных регионах планируется развитие сферы теплоснабжения на основе геотермальных источников, планируется применение атомной, солнечной энергии и биомассы. Также прорабатывается вопрос о выводе системы из кризиса путем ее перестройки.
Под перестройкой подразумевается переход на эффективную комбинированную выработку электрической и тепловой энергии (когенерационные, паро-, газотурбинные, газопоршневые и дизельные установки). При этом, производимая электрическая энергия может быть использована, как для нужд источника тепла, так и для обеспечения объектов потребления (жилые дома, производственные объекты, социально значимые объекты и прочие).
Создание условий для привлечения инвесторов – одно из основных направлений теплоэнергетики на сегодняшний день. Как только частные инвестиции будут вовлечены в данную сферу, можно будет, наконец, перейти к новой системе ценообразования, а именно, применение метода обеспечения доходности инвестированного капитала. В последующем, это приведет не только к оздоровлению всей системы, но и остановке роста и даже снижению тарифа на тепловую энергию.
Метод «Альтернативная котельная»
Данный метод подразумевает переход от регулирования тарифов на тепло уполномоченными органами на местном уровне. Для потребителей будет установлен максимальный (предельно допустимый) уровень цен. В крупных городах будут определены единые теплоснабжающие организации (ЕТО), которым и будут утверждаться «альтернативные тарифы». От ЕТО будет зависеть вся система ценообразования. Такой подход также нацелен на привлечение инвестиций и создание конкурентной среды в сфере теплоснабжения.
Принцип таков, что, если дешевле построить новый альтернативный источник теплоснабжения и питаться от него, то цены на тепло от существующего теплоисточника следует заморозить, а вот если наоборот, тариф, ниже, то его будут повышать под контролем уполномоченных органов.
Предложение о применение такого метода основано на неэффективной действующей системе тарифообразования. Она лишь покрывает расходы и не позволяет получить тариф на тепловую энергию на уровне небольшой котельной, стоимость выработки которой, значительно дороже.
В итоге появилось перекрестное субсидирование, что также негативно сказалось на объектах электро-, теплоэнергетики. Для восстановления надежности, бесперебойности и «омоложения» системы требуется инвестиции в 30 раз больше того, каков текущий объем средств инвестируется в отрасль.
Помимо повышения инвестиционной привлекательности, данный метод позволит увеличить показатель надежности системы теплоснабжения, а также сократить время отключения горячей воды до 2-3 дней (по сравнению с 14 днями, допустимыми на сегодняшний день) в период проведения ежегодных гидравлических испытаний тепловых сетей.
Конечно, данный метод еще до конца не проработан и требует прояснения в некоторых нюансах. Например, если выработка тепла небольшой котельной, единственной на конкретной местности (техническая возможность подключения потребителей от другого теплоисточника отсутствует) превышает установленный «потолок», то разница будет являться убытком теплоснабжающей организации. Что делать и как поддержать такого поставщика пока не предложено.
Данный законопроект рассмотрен и утвержден комитетом Государственной Думы по энергетике, пилотные проекты планируется запустить уже в 2018 году.