7 частых ошибок пайки полипропиленовых труб своими руками

Пайка полипропиленовых труб: правила проведения работ и разбор возможных ошибок

Возможность собирать трубопроводы самостоятельно – несомненный плюс полипропиленовых изделий. Используя удобный и легкий материал, можно собственноручно соорудить канализацию, починить и модернизировать водопровод.

Главное – понять специфику соединения сборных элементов между собой. Согласитесь, это немаловажная часть работы, отвечающая за герметичность магистрали и ее беспроблемную эксплуатацию.

Мы предлагаем вам подробно изложенную информацию о том, как производится пайка полипропиленовых труб, какое оборудование используется в работе, а также перечисляем наиболее распространенные ошибки начинающих сварщиков.

Предложенные нами сведения помогут соорудить безотказно действующие коммуникации. Для наглядного восприятия статья дополнена графическими приложениями и видео-руководством.

Специфика пайки труб из полипропилена

Процесс пайки осуществляется благодаря выраженным термопластичным свойствам материала. Полипропилен размягчается при нагреве – приобретает состояние, подобное пластилину.

Общее описание технологии

Возвращение материала в условия нормального температурного фона способствует отвердению его структуры до нормального состояния. Эти свойства стали основной технологии пайки, которая на техническом языке называется – полифузная сварка.

На практике применяются две методики стыковки свариваемых деталей:

Муфтовый метод. Техника сварки показывает, как можно паять полипропиленовые трубы, используя для этого фасонную деталь – муфту или трубу большего внешнего диаметра. Обычно таким способом выполняется пайка пластиковых труб, диаметр которых не превышает 63 мм.

Принцип сварки двух деталей в данном случае построен на расплавлении части трубы по внешней окружности и части муфты по внутренней области. Затем обе детали плотно стыкуются.

Прямой способ. Метод основан на том же принципе расплавления небольших участков пластиковых труб с последующей их стыковкой. Но в этом варианте стыковыми элементами выступают две трубы одинаковых диаметров, и стыкуется они торцевыми поверхностями.

Этот, на первый взгляд, несложный метод пайки полипропилена требует высокой точности обработки участков стыка и точной установки двух деталей по осям в процессе их спайки.

Наряду с обозначенными «горячими» технологиями практикуется также методика «холодной» спайки. Здесь в качестве активного паяльного компонента используется специальный растворитель, способный размягчать структуру полипропилена. Однако высоким уровнем популярности подобная методика не отличается.

Паяльные машины для сварки труб

Как муфтовая, так и прямая методика требует паять пластиковые трубы специальными сварочными аппаратами. Конструктивно паяльная техника представляет собой нечто подобное электрическому утюгу.

Основа приборов – массивный металлический нагревательный элемент, на поверхность которого устанавливаются съёмные насадки – металлические болванки разных диаметров. Такой паяльник называют утюгом для сварки.

Под выполнение стыковой сварки конструкции паяльных аппаратов отличаются повышенной сложностью. Обычно в составе такой техники имеется не только нагревательный элемент, но также система центровки свариваемых деталей.

Как правило, аппаратура прямой сварки, как и сама технология, редко применяются в бытовой сфере. Приоритет использования – промышленность.

Кроме паяльников, мастеру также потребуются:

  • ножницы – труборез для полипропиленовых труб;
  • рулетка строительная;
  • угольник слесарный;
  • шейвер для труб с армированием;
  • маркер или карандаш;
  • средство обезжиривания поверхностей.

Так как работы производятся на высокотемпературном оборудовании, обязательно следует надевать плотные рабочие перчатки.

Процедура сварки полипропилена

Важное предостережение! Работы по сварке полимерных материалов должны проводиться в условиях хорошей вентиляции помещения. При нагреве и плавке полимеров выделяются токсичные вещества, которые в определённой концентрации оказывают серьёзное влияние на здоровье человека.

Первым делом необходимо подготовиться к работе:

  1. На плато нагревателя установить болванки нужного диаметра.
  2. Регулятор температуры пайки выставить на 260ºС.
  3. Подготовить сопрягаемые детали – разметить, снять фаску, обезжирить.
  4. Включить паяльную станцию.
  5. Дождаться набора рабочей температуры – включения зелёного индикатора.

Сопрягаемые детали (труба – муфта) одновременно насадить на болванки паяльной станции. При этом полипропиленовая труба насаживается во внутреннюю область одной болванки, а муфта (или раструб фасонной детали) на внешнюю поверхность другой болванки.

Обычно концы трубы вставляют по границе размеченной ранее линии, а муфта насаживается до упора. Выдерживая полипропиленовые детали на разогретых болванках, следует помнить о важном нюансе технологии – времени выдержки.

При условии недостаточной выдержки по времени есть риск получить низкую степень диффузии материала, что скажется на качестве спая. Если ли же передержать детали, то высок риск деформации структуры изделия. Это чревато ухудшением качества спайки.

Рекомендуется пользоваться таблицей, где указывается оптимальное значение времени для труб с разными техническими параметрами.

Таблица времени пайки полипропиленовых труб

Условный диаметр трубы, ммВремя нагрева для оптимальной диффузии, секВремя на спайку деталей, секВремя на охлаждение деталей, мин
205-882
257-11103
328-12124
4012-18205

После выдержки деталей на болванках в течение оптимального периода времени, их снимают и быстро стыкуют нагретыми частями. Процедуру стыковки необходимо выполнить чётко, быстро (по времени в таблице), при соблюдении соосности спаиваемых деталей.

Допускается производить незначительную корректировку по осям (в течение 1-2 сек), но проворачивать детали, одну относительно другой, недопустимо.

Обозначенное время пайки любых полипропиленовых труб может корректироваться в зависимости от условий производства работ и показателей материала.

К примеру, если монтаж выполняется при минусовых температурах окружающей среды, естественным образом указанные нормы увеличиваются до 50% от номинала. Для каждых отдельно взятых нестандартных условий время нагрева подбирают методом пробной спайки.

Соединение труб пайкой с армированием

Рассмотрим, как правильно паять армированные полипропиленовые трубы. Здесь обязательным является съём защитного материала. Присутствие армированного слоя (алюминиевой фольги) в структуре трубы требует дополнительного нагрева. Но это не главное.

Обычно такие изделия имеют увеличенный диаметр и не подходят к стандартным насадкам паяльника. Их требуется зачистить перед процессом пайки. Исключение составляют трубы, армированные стекловолокном. Они спаиваются стандартно.

Учитывая разнообразие технологий армирования полипропиленовых труб, применяются различные методы обработки перед пайкой. Традиционно для зачистки используют швейер.

Такое название имеет специальное приспособление в виде металлической втулки с ножами. Швейер надевают на концевую часть трубы, подлежащую пайке, и вращательными движениями вокруг оси трубы счищают армированный слой до чистого пластика.

Если армированный слой расположен в средней части стенки пластиковой трубы, здесь для обработки разумнее применить другой инструмент – торцеватель пластиковых труб.

Приспособление мало чем отличается от швейера, за исключением размещения и конструкции режущих элементов. После обработки торцевателем концевая часть трубы выравнивается по торцу, плюс на глубину 2 мм по всей окружности вырезается часть армированного слоя. Такая обработка позволяет выполнить пайку без дефектов.

Влияние ошибок на качество сварки

Неспешные, тщательно обдуманные действия – гарантия от ошибок, которые могут свести на нет всю работу. Учитывать следует все мелочи технологии пайки и не отходить от них ни на шаг.

Распространённые ошибки, в результате которых появляются бракованные узлы монтируемой сети водопровода из пропилена:

  1. Не выполнена очистка поверхности трубы от жировой пленки.
  2. Угол среза сопрягаемых деталей отличается от значения 90º.
  3. Неплотная посадка конца трубы внутрь фитинга.
  4. Недостаточный или завышенный прогрев спаиваемых деталей.
  5. Неполное снятие армированного слоя с трубы.
  6. Корректировка положения деталей после схватывания полимера.

Иногда на материалах высокого качества чрезмерный прогрев не даёт видимых внешних дефектов. Однако при этом отмечается деформация внутренняя, когда расплавленный полипропилен закрывает внутренний проход трубы. В дальнейшем такой узел утрачивает работоспособность – быстро засоряется и блокирует ход воды.

Если угол среза торцевых частей отличается от 90º, в момент стыковки деталей торцы труб ложатся в скошенной плоскости. Образуется несоосность деталей, которая становится заметной, когда уже смонтирована линия длиной в несколько метров.

Нередко по этой причине приходится переделывать весь узел заново. Особенно при условии прокладки труб в штробах.

Некачественное обезжиривание сочленяемых поверхностей способствует образованию «островков отторжения». В таких точках полифузное сваривание не происходит совсем или происходит частично.

Какое-то время трубы с подобным дефектом работают, но в любой момент может образоваться порыв. Также частыми являются ошибки, связанные с неплотной посадкой трубы внутрь фитинга.

Аналогичный результат показывают соединения, сделанные с неполной очисткой армирующего слоя. Как правило, труба с армированием ставится на линиях высокого давления. Остаточная алюминиевая фольга создаёт в области пайки зону неконтакта. Именно в этой точке зачастую происходят протечки.

Грубейшая ошибка – попытка коррекции спаиваемых элементов с прокруткой вокруг оси относительно друг друга. Подобные действия резко снижают эффект полифузной сварки.

Тем не менее, в отдельных точках спайка образуется, и получается так называемая «прихватка». При небольшом усилии на разрыв «прихватка» держит соединение. Однако стоит только поместить соединение под давление, спайка тут же развалится.

Дополнительная информация по сварке полипропиленовых труб представлена в этой статье.

Выводы и полезное видео по теме

У профессионалов всегда есть, чему поучиться. Как работать с полипропиленом, можно увидеть в следующем видеоролике:

Монтировать трубопроводы из полимеров посредством их пайки «на горячую» – удобная и популярная методика. Она успешно применяется в условиях монтажа коммуникаций, в том числе на бытовом уровне.

Воспользоваться этим методом сварки могут люди без наработанного опыта. Главное, правильно понять технологию и обеспечить в точности её исполнение. А технологическое оборудование можно купить или взять в аренду.

Имеете опыт пайки полипропиленовых труб? Пожалуйста, поделитесь информацией с нашими читателями. Оставлять комментарии и задавать вопросы по теме можно в форме, расположенной ниже.

Разбор самых популярных ошибок при сварке полипропиленовых труб

Со стороны кажется, что в сварке полипропиленовых труб ничего особо сложного нет: нагреть, соединить, остудить — готово. Однако на практике выясняется, что в этом деле существует масса важных моментов, которые влияют на качество соединения труб и фитингов. Пренебрежение этими нюансами приводит к различным огрехам, вызывающим закупорку, протекание труб и другие проблемы. Часть ошибок обнаруживается только через несколько месяцев после начала эксплуатации трубопровода, когда горе-мастеров уже и след простыл.

Немного о процессе пайки

Для сваривания труб и фитингов из полипропилена чаще всего используют метод термической полифузии. Суть его состоит в том, чтобы нагреть свариваемые части до определенной температуры и быстро их соединить. Для разогрева частей используют специальный прибор, именуемый в народе «паяльником». Процесс пайки пластиковых труб наглядно представлен в видеоматериале:

Некоторые производители нагревателей для пайки пластиковых труб устанавливают на один прибор сразу два нагревательных элемента. (Это характерно для недорогих моделей китайского и турецкого производства). Для каждого из них предусмотрен отдельный включатель, и мощности каждого такого элемента хватает для разогрева труб и фитингов конкретного диаметра. Не следует использовать два нагревательных элемента одновременно, чтобы не перегревать пластик, не перегружать сеть и не расходовать лишнюю электроэнергию. Второй нагреватель следует использовать как запасной, необходимый в случае поломки первого.

Если прибор для сварки оснащен двумя нагревательными контурами, их можно включать одновременно в начале работы, чтобы быстрее разогреть инструмент. Затем один из контуров следует отключить.

Читайте также:  Быстрый способ балансировки системы отопления

Применение прибора для сварки труб из полипропилена особых навыков не требует. Однако начинающим монтажникам следует немного потренироваться перед началом работы

Разогретый материал труб на некоторое (очень короткое) время сохраняет пластичность. В эти секунды нужно соединить элементы и зафиксировать соединение, одновременно устраняя перекосы. Только по окончании фазы «фиксации», когда материал утратит эластичность, можно положить соединенные трубы на стол.

Оптимальной температурой для нагрева полипропиленовых труб считается температура в 260 градусов. В процессе нагрева необходимо прогреть материал трубы достаточно сильно, чтобы обеспечить надежное соединение. При этом трубу нельзя перегревать, чтобы она не потеряла форму. Для этого следует следить за временем нагрева. В зависимости от диаметра труб оно может составлять:

  • 8-9 секунд для труб диаметром 20 мм;
  • 9-10 секунд для труб диаметром 25 мм;
  • 10-12 секунд для труб диаметром 32 мм и т.п.

Если труба не разогрета до необходимой температуры, соединение будет слишком слабым, со временем там образуется протечка. Перегрев трубы может привести к появлению оплывов и снижению ее проходимости.

В таблице указано расчетное время сварки полипропиленовых труб в зависимости от их диаметра. Не следует нарушать эти сроки, чтобы не испортить работу

Существуют модели приборов для пайки полипропиленовых труб с рукояткой регулировки температуры или без нее. Возможность варьировать температуру была продиктована скорее маркетинговыми соображениями изготовителя, чем практической необходимостью. Профессионалы рекомендуют выставить температуру правильно (260 градусов) и в дальнейшем ее не изменять, ориентируясь на время нагрева. Поэтому старые модели «паяльников», в которых отсутствует регулятор температуры нагрева, вполне пригодны для качественной сварки полипропиленовых труб.

Трубы прогреты и соединены, теперь важно правильно их остудить. Для завершения фазы «фиксации» необходимо столько же времени, сколько и для нагрева. Неопытные мастера слишком спешат, прекращают процесс раньше этих немногих секунд, что вызывает деформацию соединения. Не стоит думать, что для работы с трубами из полипропилена непременно необходим секундомер. Опытные мастера время разогрева-остывания рассчитывают автоматически, без всяких приборов.

Спектр ошибок, совершаемых при сварке полипропиленовых труб, довольно обширен. Чаще всего это:

  1. Загрязнения в месте соединения элементов
  2. Небольшое количество воды, попавшее на материал в процессе сварки
  3. Длительное позиционирование частей трубы
  4. Использование неподходящего или некачественного материал
  5. Несоблюдение правил монтажа и т. п.

Избежать этих ошибок не сложно, если при сварке соблюдается аккуратность, осторожность и высокий профессиональный уровень исполнителей.

На рисунке схематично представлен внешний вид при правильной и неправильной сварке полипропиленовых труб встык. Чтобы избежать таких ошибок, необходимо соблюдать технологию монтажа

Ошибка #1 — грязь и вода на соединяемых элементах

Профессиональный монтажник обязательно протирает все свариваемые части перед началом работ, чтобы удалить возможные загрязнения. Следует также обратить внимание на состояние пола в помещении, где выполняется сварка, поскольку трубы кладутся на пол, и на них снова попадает грязь. При демонтаже неисправной трубы нередко можно найти четкую полосу грязи по всей длине соединения.

Остаток воды в трубе может стать фатальным для соединения. Несколько капель в процессе нагревания превращаются в пар, материал деформируется и теряет прочность. Чтобы удалить из трубы воду достаточно набить ее солью или затолкать внутрь измятый хлебный мякиш. По окончании работ трубу, разумеется, следует тщательно промыть. Соединение с такими огрехами может оставаться стабильным даже при опрессовке, однако спустя некоторое время (иногда может пройти целый год) течь обязательно появится. Подобная ошибка встречается при сварке стабилизированных труб, если фольга с промежуточного слоя удалена небрежно. Даже небольшой кусочек фольги в месте соединения существенно ухудшит качество монтажа.

Чистыми должны быть не только трубы, но и паяльник. Мастеру следует своевременно удалять частички расплавленного полипропилена со всех элементов своего инструмента, иначе они попадут на следующую трубу.

Ошибка #2 — неправильное позиционирование

После того, как две разогретые части трубы соединены, у мастера есть всего несколько секунд, чтобы поставить их правильно относительно друг друга. Чем меньше будет этот период, тем лучше. Если лимит времени превышен, деформация становится необратимой и прочность соединения снижается.

Неопытные мастера иногда пытаются сразу же удалить оплывы, появившиеся в процессе сварки. Не стоит этого делать, поскольку неостывшее соединение в этот момент можно легко деформировать. Удалять оплывы следует после остывания соединения. А еще лучше не перегревать трубу, тогда оплывы просто не появятся.

Ошибка #3 — неправильно подобранный материал

Если для монтажа выбраны недорогие полипропиленовые трубы низкого качества, даже самый искусный монтаж не защитит владельцев дома от поломок. Трубы и фитинги лучше всего приобретать у одного и того же надежного поставщика, выбирать хорошую фирму и т. п. Скупой платит дважды.

Еще одна проблема такого рода — попытка соединить две качественные трубы разных производителей. Химический состав таких элементов может различаться, поэтому и вести себя при нагреве такие трубы будут по-разному. При таких условиях добиться надежного соединения практически невозможно.

Наглядный результат неправильной пайки полипропиленовых труб в разрезе. Использование некачественного материала и несоблюдение времени фазы «фиксации» привело к деформации соединения

Ошибка #4 — пренебрежение правилами монтажа

Низкое качество сварки полипропиленовых труб бывает вызвано различными ошибками во время соединения фитинга и трубы. Например, если труба введена в фитинг не до конца, между ее краем и внутренним упором фитинга образуется зазор. В результате появляется место, где внутренний диаметр больше, а толщина стенки меньше, чем запланировано. Расчетное давление эксплуатации для такого участка будет недостаточно высоким, обычные нагрузки могут оказаться здесь чрезмерными, что приведет к появлению протечки.

Недопустимо также применение чрезмерного усилия при введении разогретого края трубы в фитинг. В этом случае внутри может образоваться значительный по размерам оплыв. В результате проходимость трубопровода будет ниже, чем расчетные показатели, что негативно скажется на работе трубопровода.

Читайте также нашу следующую статью, в которой представлена инструкция по монтажу системы отопления с использованием полипропиленовых труб: https://aqua-rmnt.com/otoplenie/documents/montazh-otopleniya-iz-polipropilenovyx-trub.html

Иногда причиной нарушений становится обычная человеческая лень или халатность. Например, поврежденный в процессе пайки труб фитинг непременно нужно заменить новым. Если необходимой детали под рукой не оказалось, нерадивые мастера просто запаивают фитинг встык с трубой. Какое-то время такое соединение продержится, но со временем проблему протечки придется все же решать.

После раскроя заготовок внутренние и внешние края среза необходимо тщательно зачистить шабером. Конечно же, при отсутствии должного инструмента можно воспользоваться и подручными средствами, например, ножовкой по металлу, однако при её использовании полипропилен будет неминуемо плавиться. На заготовках надо будет снимать фаски, а это потребует дополнительной траты времени и сил.

Напоследок хочу напомнить о том, что львиная доля дефектов появляется после сварки, проведённой на весу. Исключение составляют разве что случаи, возникающие на особо трудных, криволинейных участках магистрали, или при завершении монтажа отдельной ветки. Паяльный (сварочный) аппарат должен иметь подставку, достаточно устойчивую для того, чтобы агрегат не опрокидывался во время работы.

Пайка полипропиленовых труб: инструменты, алгоритм действий и проверка качества

Невысокая стоимость, долговечность и быстрый монтаж сделали трубы из пластика передовым материалом для инженерных систем. С помощью простых инструментов доступно сооружение сложнейших конструкций для бытового и коммерческого использования. Пайка полипропиленовых труб производится с помощью специальных паяльников. Универсальный инструмент можно быстро настроить для работы с любым типом материалов. Но стоит помнить несколько советов при работе с таким оборудованием.

Главные особенности пайки полипропиленовых труб

Многих покупателей интересует, есть ли сложные секреты пайки полипропиленовых труб. Главное в этом деле – соблюдать технологию. К примеру, неправильно настроенная температура паяльника для пайки полипропиленовых труб станет причиной нарушения герметичности соединений.

Вот общая инструкция по пайке полипропиленовых труб:

  1. Подготовка приспособления для пайки полипропиленовых труб. Прибор должен устойчиво стоять, его следует настроить на конкретный тип материала (PN10, PN16, PN20, PN25).
  2. Формирование нужных размеров материала и проверка наличия всех уголков, тройников и муфт. Подготовка деталей для дальнейшей непрерывной пайки.
  3. Разогрев деталей, для чего используют паяльник для пайки полипропиленовых труб. Для разогрева применяются металлические рабочие элементы (цилиндры) паяльника. Стоит соблюдать рекомендуемое время нагрева полипропиленовых труб при пайке.
  4. Совмещение элементов. Правильная пайка полипропиленовых труб требует моментального совмещения деталей и удержания их неподвижно в течение 8-12 секунд.
  5. Остывание. На этом этапе работа по пайке полипропиленовых труб заключается в отсутствии давления на сварочное место. Через несколько минут деталь готова к эксплуатации.
  6. Проверка соединения. После выполнения всех работ необходимо пропустить через конструкцию воду или воздух и убедиться, что нет преград для проходимости.

Существует таблица пайки полипропиленовых труб, в которой более точно указано требуемое время застывания. К примеру, пайка армированных полипропиленовых труб требует больше времени на разогрев, нужно более точное совмещение деталей с первого движения. Существует соединение полипропиленовых труб без пайки, но такой метод крайне не желательно использовать в системах водопровода, так как герметичность не гарантируется.

Обратите внимание на то, что пайка полипропиленовых труб большого диаметра производится только на профессиональном оборудовании. Для этого потребуются масштабные устройства с высокой точностью и минимальным количеством ручной работы.

Как проверить пайку полипропиленовых труб?

Проверка качества соединения производится в несколько этапов. Мастер может проверить прочность на разрыв, если у исполнителя достаточно опыта. Но вручную убедиться в качестве соединения невозможно.

Следует проверить герметичность. Если были допущены ошибки при пайке полипропиленовых труб, набранная внутри вода начнет вытекать по капле или образовывать конденсат на поверхности муфты, уголка или другого соединителя. Это недопустимо, такие монтажные детали будут пропускать воду и принесут проблемы в будущем.

Если обнаружены недостатки в монтированных деталях, следует разрезать место монтажа специальными ножницами и выполнить повторное соединение.

Как подобрать набор для пайки полипропиленовых труб?

Выбор инструмента – один из главных этапов профессиональной или бытовой работы. Для технических целей, монтажа систем водоснабжения на дачном участке достаточно купить простейший утюг для пайки полипропиленовых труб. Лучше отдать предпочтение не китайским вариантам, а проверенным европейским и японским брендам электроинструмента.

Прежде чем купить инструмент для пайки полипропиленовых труб, убедитесь в целесообразности такой покупки. Возможно, будет дешевле и удобнее заказать услуги специалистам и получить гарантию высокого качества соединений.

Точка J

Обзоры и рейтинги статьи

Пайка полипропиленовых труб частые ошибки

Возможность собирать трубопроводы самостоятельно — несомненный плюс полипропиленовых изделий. Используя удобный и легкий материал, можно быстро своими руками соорудить канализацию, починить и модернизировать водопровод. Главное знать, как производятся соединения. Согласитесь, это немаловажная часть работы, отвечающая за беспроблемную эксплуатацию.

Читайте также:  6 причин частого включения и выключения газового котла

Мы предлагаем вам подробно изложенную информацию о том, как производится пайка полипропиленовых труб. Предложенные нами сведения помогут соорудить безотказно действующие коммуникации.

У нас вы найдете пошаговое описание способов соединения ПП труб пайкой и перечисление технических нюансов. Для наглядного восприятия статья дополнена графическими приложениями и видео-руководством.

  • Специфика пайки труб из полипропилена
    • Общее описание технологии
    • Паяльные машины для сварки труб
    • Процедура сварки полипропилена
  • Соединение труб пайкой с армированием
  • Влияние ошибок на качество сварки
  • Выводы и полезное видео по теме

Специфика пайки труб из полипропилена

Процесс пайки осуществляется благодаря выраженным термопластичным свойствам материала. Полипропилен размягчается при нагреве – приобретает состояние, подобное пластилину.

Общее описание технологии

Возвращение материала в условия нормального температурного фона способствует отвердению его структуры до нормального состояния. Эти свойства стали основной технологии пайки, которая на техническом языке называется – полифузная сварка.

На практике применяются две методики стыковки свариваемых деталей:

Первая техника сварки показывает, как можно паять полипропиленовые трубы, используя для этого фасонную деталь – муфту или трубу большего внешнего диаметра. Обычно таким способом выполняется пайка пластиковых труб, диаметр которых не превышает 63 мм.

Принцип сварки двух деталей, в данном случае, построен на расплавлении части трубы по внешней окружности и части муфты по внутренней области. Затем обе детали плотно стыкуются.

Второй способ — прямого контакта, основан на том же принципе расплавления небольших участков пластиковых труб с последующей их стыковкой. Но в этом варианте стыковыми элементами выступают две трубы одинаковых диаметров, и стыкуется они торцевыми поверхностями. Этот, на первый взгляд, несложный метод пайки полипропилена требует высокой точности обработки участков стыка и точной установки двух деталей по осям в процессе их спайки.

Наряду с обозначенными «горячими» технологиями практикуется также методика «холодной» спайки. Здесь в качестве активного паяльного компонента используется специальный растворитель, способный размягчать структуру полипропилена. Однако высоким уровнем популярности подобная методика не отличается.

Паяльные машины для сварки труб

Как муфтовая, так и прямая методика требует паять пластиковые трубы специальными сварочными аппаратами. Конструктивно паяльная техника представляет собой нечто подобное электрическому утюгу. Основа приборов – массивный металлический нагревательный элемент, на поверхность которого устанавливаются съёмные насадки – металлические болванки разных диаметров.

Под выполнение стыковой сварки конструкции паяльных аппаратов отличаются повышенной сложностью. Обычно в составе такой техники имеется не только нагревательный элемент, но также система центровки свариваемых деталей. Как правило, аппаратура прямой сварки, как и сама технология, редко применяются в бытовой сфере. Приоритет использования здесь – промышленная сфера.

Кроме паяльников, мастеру также потребуются:

  • ножницы для полипропилена (труборез);
  • рулетка строительная;
  • угольник слесарный;
  • шейвер (для труб с армированием);
  • маркер (карандаш);
  • средство обезжиривания поверхностей.

Так как работы производятся на высокотемпературном оборудовании, обязательно следует надевать на руки плотные рабочие перчатки.

Процедура сварки полипропилена

Важное предостережение! Работы по сварке полимерных материалов должны проводиться в условиях хорошей вентиляции помещения. При нагреве и плавке полимеров выделяются токсичные вещества, которые в определённой концентрации оказывают серьёзное влияние на здоровье человека.

Первым делом необходимо подготовиться к работе:

  1. На плато нагревателя установить болванки нужного диаметра.
  2. Регулятор температуры паяльника установить на 260ºС.
  3. Подготовить сопрягаемые детали (разметить, снять фаску, обезжирить).
  4. Включить паяльную станцию.
  5. Дождаться набора рабочей температуры (включения зелёного индикатора).

Сопрягаемые детали (труба — муфта) одновременно насадить на болванки паяльной станции. При этом полипропиленовая труба насаживается во внутреннюю область одной болванки, а муфта (или раструб фасонной детали) на внешнюю поверхность другой болванки.

Обычно концы трубы вставляют по границе размеченной ранее линии, а муфта насаживается до упора. Выдерживая полипропиленовые детали на разогретых болванках, следует помнить о важном нюансе технологии – времени выдержки.

При условии недостаточной выдержки по времени есть риск получить низкую степень диффузии материала, что скажется на качестве спая. Если по времени плавления перебор, это приводит к деформации структуры детали и также не гарантирует качественной спайки. Рекомендуется пользоваться таблицей, где указывается оптимальное значение времени для труб с разными техническими параметрами.

Таблица времени пайки полипропиленовых труб

Условный диаметр трубы, ммВремя нагрева для оптимальной диффузии, секВремя на спайку деталей, секВремя на охлаждение деталей, мин
205-882
257-11103
328-12124
4012-18205

После выдержки деталей на болванках в течение оптимального периода времени, их снимают и быстро стыкуют нагретыми частями. Процедуру стыковки необходимо выполнить чётко, быстро (по времени в таблице), при соблюдении соосности спаиваемых деталей. Допускается производить незначительную корректировку по осям (в течение 1-2 сек), но проворачивать детали, одну относительно другой, недопустимо.

Следует отметить: обозначенное время пайки любых полипропиленовых труб может корректироваться в зависимости от условий производства работ и показателей материала. К примеру, если монтаж выполняется при минусовых температурах окружающей среды, естественным образом указанные нормы увеличиваются до 50% от номинала. Для каждых, отдельно взятых нестандартных условий, время нагрева подбирают методом пробной спайки.

Соединение труб пайкой с армированием

Рассмотрим, как правильно паять армированные полипропиленовые трубы. Здесь обязательным является съём защитного материала. Присутствие армированного слоя (алюминиевой фольги) в структуре трубы требует дополнительного нагрева. Но это не главное.

Обычно такие изделия имеют увеличенный диаметр и не подходят к стандартным насадкам паяльника. Их требуется зачистить перед процессом пайки. Исключение составляют трубы, армированные стекловолокном. Они спаиваются стандартно.

Учитывая разнообразие технологий армирования полипропиленовых труб, применяются различные методы обработки перед пайкой. Традиционно для зачистки используют швейер.

Такое название имеет специальное приспособление в виде металлической втулки с ножами. Швейер надевают на концевую часть трубы, подлежащую пайке, и вращательными движениями вокруг оси трубы счищают армированный слой до чистого пластика.

Если армированный слой располагается в средней части стенки пластиковой трубы, здесь для обработки разумнее применить другой инструмент – торцеватель пластиковых труб.

Приспособление мало чем отличается от швейера, за исключением размещения и конструкции режущих элементов. После обработки торцевателем концевая часть трубы выравнивается по торцу, плюс на глубину 2 мм по всей окружности вырезается часть армированного слоя. Такая обработка позволяет выполнить пайку без дефектов.

Влияние ошибок на качество сварки

Неспешные, тщательно обдуманные действия – гарантия от ошибок, которые могут свести на нет всю работу. Учитывать следует все мелочи технологии пайки и не отходить от них ни на шаг.

Распространённые ошибки, в результате которых появляются бракованные узлы монтируемой сети водопровода из пропилена:

  1. Не выполнена очистка поверхности трубы от жировой пленки.
  2. Угол среза сопрягаемых деталей отличается от значения 90º.
  3. Неплотная посадка конца трубы внутрь фитинга.
  4. Недостаточный или завышенный прогрев спаиваемых деталей.
  5. Неполное снятие армированного слоя с трубы.
  6. Корректировка положения деталей после схватывания полимера.

Иногда на материалах высокого качества чрезмерный прогрев не даёт видимых внешних дефектов. Однако при этом отмечается деформация внутренняя, когда расплавленный полипропилен закрывает внутренний проход трубы. В дальнейшем такой узел утрачивает работоспособность – быстро засоряется и блокирует ход воды.

Если угол среза торцевых частей отличается от 90º, в момент стыковки деталей торцы труб ложатся в скошенной плоскости. Образуется несоосность деталей, которая становится заметной, когда уже смонтирована линия длиной в несколько метров. Нередко по этой причине приходится переделывать весь узел заново. Особенно при условии прокладки труб в штробах.

Некачественное обезжиривание сочленяемых поверхностей способствует образованию «островков отторжения». В таких точках полифузное сваривание не происходит совсем или происходит частично. Какое-то время трубы с подобным дефектом работают, но в любой момент может образоваться порыв. Также частыми являются ошибки, связанные с неплотной посадкой трубы внутрь фитинга.

Аналогичный результат показывают соединения, сделанные с неполной очисткой армирующего слоя. Как правило, труба с армированием ставится на линиях высокого давления. Остаточная алюминиевая фольга создаёт в области пайки зону неконтакта. Эта зона часто становится каналом, через который вода выдавливается наружу.

Грубейшая ошибка – попытка коррекции спаиваемых элементов с прокруткой вокруг оси относительно друг друга. Подобные действия резко снижают эффект полифузной сварки. Тем не менее, в отдельных точках спайка образуется, и получается так называемая «прихватка». При небольшом усилии на разрыв «прихватка» держит соединение. Однако стоит только поместить соединение под давление, спайка тут же развалится.

Выводы и полезное видео по теме

У профессионалов всегда есть, чему поучиться. Как работать с полипропиленом, можно увидеть в следующем видеоролике:

Монтировать трубопроводы из полимеров посредством их пайки «на горячую» — удобная и популярная методика. Она успешно применяется в условиях монтажа коммуникаций, в том числе на бытовом уровне. Причём воспользоваться этим методом сварки могут люди без наработанного опыта. Главное, правильно понять технологию и обеспечить в точности её исполнение. А технологическое оборудование можно купить недорого или взять в аренду.

Ошибка пайки полипропилена

Добрый день,друзья.Суть проблемы следующая – при пайке фитинг садится на насадку как надо,с небольшим сопротивлением, а труба заходит очень туго. В полном смысле слова,я парень неслабый и еле насаживаю её на насадку,да и то через раз.
Далее подробности – труба valtec, армированная стекловолокном,паяльник – valtec. Размечаю трубу по инструкции – 17мм(15 мм глубина муфты + 2мм). Температуру выставляю 260 град,держу 5 секунд,после того как надел. При всех этим манипуляциях постоянно заужается канал в трубе.Торец расплавлен,это видно сразу как снял с паяльника. Хотя этот нюанс устраняется,если погружать трубу в насадку на 15мм.
Теперь что делал и не помогло: увеличивал температуру до 280 – нет эффекта.Купил новые насадки – тоже самое.Пробовал трубы фирма pro aqua армированные стекловолокном и неармированные – еще хуже.
В общем,толи лыжи не едут,толи я,хм, не догоняю)))

alibumaye написал:
Размечаю трубу по инструкции – 17мм(15 мм глубина муфты + 2мм).

А армирование при этом Вы на 2 мм срезаете спец. инструментом?

strider1978 написал:
А армирование при этом Вы на 2 мм срезаете спец. инструментом?

strider1978 , нет, не срезаю. Насколько мне известно, только трубы,армированные алюминием,нужно зачищать. Да и с неармированной трубой история такая же.

Труба вставляется в нагретую насадку с трудом у всех (если только она не левая). Но это не значит, что ее надо вдавливать что есть силы. Она входит по мере нагрева. Поэтому я сначала вставляю ее и чуть позже (1-2 сек) – надеваю на насадку фитинг. Время паузы подбираю так, чтоб они вошли-наделись одновременно. При соединении трубы и фитинга тоже не надо сильно их давить и крутить.

POMOR , а отсчет начинаешь тогда,когда труба нагрелась? ведь,получается,конец трубы нагревается дольше всего,а место,грубо говоря “где риска” нагревается меньше всех.
А как размечаешь трубу 20ю, на сколько заводишь в насадку? Может в моем случае 17мм это много и конец плавится не от времени нагрева,а просто потому что уже упирается торцом в насадку?

alibumaye написал:
Насколько мне известно, только трубы,армированные алюминием,нужно зачищать.

У меня подрезалка одновременно торцует, снимает фаски и зачищает армирование. Внутрь фитинга при пайке никогда ничего не попадает.

alibumaye написал:
POMOR , а отсчет начинаешь тогда,когда труба нагрелась? ведь,получается,конец трубы нагревается дольше всего,а место,грубо говоря “где риска” нагревается меньше всех.
А как размечаешь трубу 20ю, на сколько заводишь в насадку? Может в моем случае 17мм это много и конец плавится не от времени нагрева,а просто потому что уже упирается торцом в насадку?

alibumaye , когда полностью насадил фитинг и вставил трубу начинаю отсчет. Лучше не вставить до конца 1-2 мм, чем протолкнуть дальше и получить заужение. На днях “мастер” от ТСЖ менял стояк на полипропилен. Говорит, несколько лет этим занимается. Это ужас. Ни одного прямого соединения, все криво, где-то вставил много, где-то не до конца. Ни одной одинаковой пайки. От паяльника шел дымище. Одно успокаивает – полипропилен прощает многие ошибки.

Читайте также:  Алюминиевые или биметаллические радиаторы. Какие батареи лучше

POMOR , спасибо,прояснил ситуацию. На мастера из ТСЖ не хочу быть похожим,хочу разбираться)
Наверное еще не стоит доверять терморегулятору на паяльнике,а контролировать температуру насадки термопарой

alibumaye написал:
Наверное еще не стоит доверять терморегулятору на паяльнике,а контролировать температуру насадки термопарой

Лучше поэкспериментировать с разной температурой (испортить десяток, другой уголков – они дешевые. )

alibumaye написал:
А как размечаешь трубу 20ю, на сколько заводишь в насадку? Может в моем случае 17мм это много

Размечаю на 15 мм.

Лучше сорок раз по разу, чем ни разу сорок раз. )))

Тоже размечаю на 15. У каждого производителя качество полипропилена своё. Всегда заказывал из интернет-магазина трубы и фитинги “калде”. А тут недавно клиент сам купил из Леруа. Вообще атас. Леруановские эти 15 мм “проходили” за пару секунд, при том , что “калдевские” 5-6 секунд. Приходилось на паяльник сначала насаживать “К”, а потом “Л”, чтобы не было наплывов.

sergei3k , Ну тогда просвети новичка,у меня тут дилемма.Глубина насадки 20й ровно 15мм,тютелька в тютельку.Получается больше чем 14мм трубы не нагреть,иначе заплавится конец.Глубина фитинга 15 мм,тоже ровно.Получается труба в фитинг вставляется не до упора.И че делать?
Ну,я могу и на 15мм разметить трубу,просто риску не утапливать особо,тут не суть.

alibumaye написал:
Получается труба в фитинг вставляется не до упора.

Не получается, расплавленному пропилену тоже куда-то нужно деваться.

За 5-6 секунд (по инструкции к паяльнику) труба (фитинг) входят в паяльник до упора (по 15 мм риску). Далее соединяю. Об 1 мм при этом мыслей нет.

По инструкции к паяльнику вроде надо начинать отсчет после установки трубы и фитинга до упора. Или не у каждого паяльника так?

Получается,что нельзя вставить трубу в фитинг до упора и не заузить канал.или одно или другое.
Если вставить трубу в насадку до упора 15мм,то,перед состыковкой будет видно,что торец уже оплавлен.

Особенно хорошо это видно на армированной стекловолокном трубе. Красного цвета армирующие слой в торце заплывает и смазывается.

alibumaye – вы сделали все правильно, без ошибок. Проблема в данном случае не в вас.

У каждого производителя полипропиленовых систем свой поставщик сырья. Если раструб фитинга прогревается, а труба нет – это признак того, что труба и фитинг сделаны из разного сырья (имеющего соответственно разные параметры). Это может указывать на то, что свариваемые детали, хотя они и под одним брендом, могли быть получены от разных производителей, либо напротив, не была выдержана технология производства. Но в любом случае это не есть хорошо.

В0д0пр0в0дчик написал:
Лучше поэкспериментировать с разной температурой (испортить десяток, другой уголков – они дешевые. )

Извините – не верный совет. Если перегревать детали, материал “стеклуется”, теряя способность к связыванию. Если недогреть – количество молекулярных связей в соединении очень сильно сократится. Соединение, как и в случае с перегревом будет ненадежно. Номинальная температура сваривания полипропилена 260 +-10 градусов Цельсия.

sergei3k написал:
За 5-6 секунд (по инструкции к паяльнику) труба (фитинг) входят в паяльник до упора (по 15 мм риску). Далее соединяю. Об 1 мм при этом мыслей нет.

Будет даже правильнее, если на 1 мм до этих самых 15 недовставите трубу и фитинг в насадку. Тогда точно не получите заужение в месте сварки.

POMOR написал:
По инструкции к паяльнику вроде надо начинать отсчет после установки трубы и фитинга до упора. Или не у каждого паяльника так?

По сути Вы правы, однако следует все-таки более ориентироваться на инструкции производителей полипропилена. Изготовители сварочных аппаратов дают только общие, универсальные рекомендации. Производитель гаечного ключа ведь не может в своей инструкции указать, с каким моментом затягивать головку блока цилиндров на “Запорожце” и на “Мерседесе”? В данном случае следует смотреть рекомендации по каждому автомобилю.

alibumaye написал:
Красного цвета армирующие слой в торце заплывает и смазывается.

Качественный полипропилен не будет дымиться, не будет течь, даже если его перегреть. Не будет он и выделять запах.
А то, что слой красный – еще не означает, что он армированный. Его просто покрасили в красный цвет, чтобы вы заметили и купили.

Пайка, сварка полипропиленовых труб без ошибок, — как добиться лучшего результата

Для многих, кто не специализируется на монтаже отопительно-водопроводных сетей, станет открытием тот факт, что сварка полипропиленовых труб является самым ненадежным видом монтажа. А видные специалисты обходят трубы из полипропилена дальними дорогами, предпочитая им металлопластик и др., примерно также, как отдают предпочтение завсегдатаи пивной свежему пиву, а не прокисшему квасу.

И казалось-бы, с чего вдруг такое, ведь, известно, что паяют пластиковые трубы все, после чего водопроводы и отопительные магистрали, служат исправно, вроде-бы….

Как же сделать трубопровод из полипропилена путем полифузной сварки так, чтобы не случилось то, чего опасаются сведущие специалисты….

А что собственно может произойти?

Что происходит при сварке полипропилена

Ответ, как свариваются трубы с фитингами, находится в названии паяльника-утюга (народное прозвище сварочного аппарата для пластика). Его называю полифузом, из-за способности создавать диффузию вещества, т.е. проникновение, смешивание молекул.

Расплавленные слои на одной и другой детали, после их стыковки смешиваются, образовывается единый для обоих соединяемых деталей условный слой. Качество материала в этом слое не должно, в теории, отличаться от исходного вещества.

Но что-то не так, в этой, казалось-бы, безупречной технологии…

Какие полипропиленовые трубы годятся

Потребителей интересует практический вопрос, — какие полипропиленовые трубы применить для сборки водопровода, а какие для отопления, или горячего водоснабжения.

Все просто, сейчас о нас позаботились, чтобы не возникало сложностей. Имеются на витринах трубы из полипропилена в основном под маркировкой PN20 и PN25. Первые годятся для холодного водоснабжения, вторые для «цивилизованного» отопления и ГВС.

Здесь, цивилизация обозначает скорее недопустимость перегрева более 80 град С. Т.е. применение с автоматизированными котлами. У твердотопливных бывает всякое… Поэтому некоторый участок подачи от такого котла делают из металла, затем стаят армированную алюминием магистраль, затем уже полипропилен…

Сейчас отличить трубы для отопления PN25 весьма просто – они с четко видимым слоем армировки из стекловолокна, может быть различного цвета, например, красного…

Какой паяльник применить

Для любительской пайки своими руками сгодится незамысловатый, недорогой паяльник мощностью от 800 Вт. Но самый дешевый лучше не покупать, там скорее всего слишком много будет недочетов, и он, наверное, быстро перегорит, развалится например, отломается ручка!

Как паять (сваривать)

Лучше один раз увидеть.
Важно не перегревать детали и не слишком большое усилие к ним прилагать. А также должны быть сделаны отметки глубины на трубах, на которую можно их заводить в фитинги.

Что могут сказать специалисты о теории недочетов с практической точки зрения

Чаще всего при пайке труб из полипропилена нарушается температурный режим. Рекомендованная температура 260 — 270 градусов. Но как ее определить?
Это является наибольшей сложностью.


Т.е. регулятор температуры паяльника даже европейские производители сами не могут назвать таким, который точно задает температуру. Что тогда говорить о китайских приборах или кооперативных?

Далее — в каких направлениях ошибаются монтажники, выполняя чудесную сборку…

Перегрев и излишние усилия на соединении

Происходит следующее — перегрев соединяемых деталей, излишне большие усилия к соединяемым деталям, прокручивание при соединении. В результате внутреннее сечение деталей заужается из-за наплывов выдавленного материала. Снаружи соединение подозрений не вызывает.

Недостаточный нагрев деталей

Недостаточный разогрев не обеспечит качественной диффузии. Соединение может дать течь, если не сразу, то в процессе эксплуатации.

Самое интересное, что под воздействием скачков давление, последовательных тепловых расширений, вибрации, происходит постепенное разрушение общего некачественного слоя сплавленных деталей.

Отчего могут возникнуть нарушения в готовом изделии…

    Разворот уже соединенных деталей на нужный угол — наиболее типичная ситуация работы «спустя рукава» или неопытными руками.

Банальный перегрев почему то… Собственно градусника и нет никогда. Заплавление пропускного сечения.

Работник просто торопится, паяльник не успевает прогреться. Или отключается электричество, чего не замечают…

Соединение разогретого конца трубы с холодной стороной фитинга. В спешке бывает и такое.

Выполнение работ при температуре воздуха ниже 5 градусов С.

Перед началом пайки алюминиевая фольга должна быть удалена с торца трубы, т.е. выполняется торцевание трубы. Не редко, торцевание не делается, происходит расслоение трубы, коррозия алюминия, выход соединения со строя.

  • Согласно инструкции все свариваемые поверхности должны быть чистыми, обеспыленными и обезжиренными. В противном случае в свариваемом шве окажется не надежное место. И это не редкость — пайка загрязненных, жирных деталей.
  • Почему не доверяют полипропилену

    Ответ на поверхности, — потому что нельзя проконтролировать качество соединения. С виду все соединения нормальные.

    Невозможно дать точную гарантию клиенту на этот трубопровод.

    Не обеспечивается контроль со стороны специалиста за качеством работы монтажника, так как ничего нельзя сказать о действительном качестве.

    Так сваривать или выбросить?

    Но стоит ли принимать подобное слишком близко к сердцу домашнему мастеру?

    Для многих гораздо важнее, что полипропилен стоит копейки, его можно всегда дешево переделать, если он на виду.

    Миллионы фрагментов трубопроводных сетей из полипропилена, сваренных подобным образом, радуют потребителей по всему миру, есть очень большой шанс оказаться в рядах этих счастливцев…

    Ссылка на основную публикацию