10 сентября 2025 года в Санкт-Петербурге состоялось ключевое отраслевое событие осени – XIII Петербургский международный автомобильный форум AutoInvest. Мероприятие комплексно осветило актуальные вызовы и перспективы отечественного автопрома, собрав ведущих экспертов и производителей для выработки практических решений по развитию автомобилестроения.
В этом году Форум был организован в рамках выставки «Авто+Автомеханика Санкт-Петербург», что дало участникам уникальную возможность не только для диалога, но и для знакомства с новинками автотехники, такими как LADA ISKRA SW.
1 / 4
2 / 4
3 / 4
4 / 4
Центральной темой Форума стал практический диалог между бизнесом и государством. В ходе сессии «Национальный автопром. Лучшие решения» обсуждалась роль института главных конструкторов в автопроме как ключевого звена научно-технической политики, а также необходимость обеспечения технологического лидерства. Обе эти задачи труднореализуемы без содействия со стороны государства. О конкретных мерах такой поддержки рассказал Даниил Кузьмин, начальник управления развития промышленности и агропромышленного комплекса Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга. Он подробно остановился на субсидиях для крупных и средних предприятий по нескольким направлениям: возмещение лизинговых платежей, компенсация части затрат на энергетическое обследование, внедрение роботизированных комплексов и другие. Эту точку зрения поддержал Артём Березин.
Господдержка — это инвестиционный катализатор, чистый кислород для отрасли, который позволяет бизнесу принимать смелые инвестиционные решения в непростые периоды. Артём Березин технический эксперт ООО «НПК «АВТОПРИБОР»
Ответом отрасли на вызовы времени стала перестройка бизнес-моделей.
Кризис 2022 года переформатировал российский рынок автокомпонентов, став катализатором для создания холдинга MGC GROUP и раскрыл потенциал многих других игроков. Период адаптации привел к необходимости ускоренной локализации и технологической модернизации. Сегодня мы не только наращиваем компетенции в традиционных сегментах, но и активно развиваем новые направления. Роман Ган операционный директор MGC GROUP
Для зарубежных компаний, рассматривающих возможности на российском рынке, также существуют четкие ориентиры.
Иностранным игрокам, которые планируют закрепиться на российском рынке, придется обеспечивать локализацию и развитие компонентой базы. Исполнение требований государства и значительные инвестиции в адаптацию бизнеса потребуют долгосрочного сотрудничества между зарубежными технологическими партнерами и отечественными владельцами производственных активов. Такое взаимодействие сложно представить без качественно проработанного корпоративного договора. Станислав Зингиревич партнер, руководитель практики по работе с компаниями автомобильной промышленности Kept
В завершении сессии состоялось подписание соглашения о сотрудничестве между Промышленным кластером Республики Татарстан и АО «Корпорация развития Ульяновской области». Документ направлен на установление отношений взаимовыгодного сотрудничества и бизнес-партнерства и развитие взаимодействия в области реализации поддержки и развития предпринимательства.
1 / 2
2 / 2
На сессии «Поддержка развития отрасли. Новые решения» эксперты сошлись во мнении, что автомобильная индустрия является интегратором общего технологического развития и может эффективно развиваться только благодаря опережающим решениям в базовых производствах, таким как роботизация и цифровизация. Необходимость разработки собственных решений подчеркнул Игорь Рыженков.
Разработка собственных производственных решений требует смелости и ответственности. Это трудный путь, но мы не можем полагаться только на иностранные разработки. Как показал 2022 год, лицензии на западные промышленные решения могут быть отозваны в любой момент, а дистанционная техподдержка и обновления — отключены. В результате встали станки и целые производственные участки. Передовые решения, казавшиеся надежными, в один момент превратились в бесполезную «тыкву». Игорь Рыженков директор ООО «Робовизард», член правления НАУРР
Важнейшим элементом развития является качество и уникальность.
Сертификация систем менеджмента — важнейший инструмент обеспечения качества изделий в цепи поставок предприятий автопрома. Сергей Дмитриенков исполнительный директор ООО «ЮРС-РУСЬ»
Уникальность рождается внутри компании, а не на рынке. Владимир Трофименко учредитель ООО «Компонент»

Особое внимание на Форуме уделили практическому применению автомобильных кластеров как инструмента для укрепления технологической независимости отрасли.
Сегодня технологический суверенитет — не лозунг, а национальная задача, решение которой возможно только путем реальной консолидации усилий. Деловое объединение кластеров России открыто для новых участников и новых проектов. Вместе мы способны не только противостоять вызовам времени, но и сформировать глобально конкурентоспособную, независимую и инновационную автомобильную промышленность России. Сергей Майоров председатель Правления Делового объединения кластеров Российской Федерации
Также среди спикеров Форума:
- Алина Абитова, генеральный директор АО «Корпорации развития Ульяновской области»
- Иосиф Гилилов, старший менеджер группы «Стратегия» компании Б1-консалтинг
- Сергей Дмитриенков, исполнительный директор ООО «ЮРС-РУСЬ»
- Даниил Новицкий, генеральный директор ООО «ПКР»
- Николай Сафронов, советник Ассоциации «Российско-Китайский Деловой Совет»
- Александр Седов, генеральный директор Ассоциации организаций машиностроения «Автомобильный промышленный кластер Ульяновской области»
- Сергей Удалов, исполнительный директор ООО «Автомобильная статистика»
- Семен Фокин, вице-президент компании «Цезарь Сателлит»
1 / 3
2 / 3
3 / 3
Развитие российского автопрома вносит вклад в достижение практически всех ключевых национальных целей РФ. Николай Шмидт эксперт автомобильной отрасли
Организатором Форума выступило ООО «ИМГ/ВСБ».
Партнёрский материал